Рассмотрение коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры и новый порядок их рассмотрения

Рассмотрение коллективных трудовых споров

“Кадровик. ру”, 2012, N 7

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И НОВЫЙ ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ

Различие интересов сторон рыночных трудовых отношений в определенной степени “гарантирует” и противоречия между ними.

Работодатель, который чаще всего является собственником, заинтересованным в прибыли, стремится к минимизации расходов на производство и содержание рабочей силы, а работники по возможности стараются “отвоевать” себе приемлемые условия труда и жизненно важные социальные гарантии.

Следует отметить, что характерная для рыночной экономики минимизация государственных обязательств в области труда и, как следствие, расширение “переговорного поля” для сторон трудовых правоотношений привели к расширению зоны конфликтности.

Ведь в период социализма все гарантировалось и регламентировалось законом, жестко контролировалось государством и трудовым коллективам требовать было нечего, а следовательно, и спорить было не о чем. Поэтому в советское время отсутствовало правовое регулирование коллективных трудовых споров – даже самого понятия не было.

В последние десятилетия коллективные трудовые споры и забастовки перестали быть для нас “экзотикой капиталистического Запада”, а стали вполне привычным социальным явлением, в особенности на крупных промышленных предприятиях, где большинство работников объединены в профсоюз, возглавляемый сильными лидерами.

Именно от них поступали сигналы о недостатках и противоречиях в постсоциалистическом российском законодательстве, которые препятствовали эффективному и цивилизованному разрешению коллективных трудовых конфликтов.

Анализируя и обобщая практику рассмотрения такого рода споров, профсоюзные структуры и их правовые службы, депутаты федерального и регионального уровней все чаще стали поднимать вопрос о необходимости восполнения пробелов и внесения корректировок в наше законодательство.

Международная организация труда (МОТ) также не осталась равнодушной к российской правовой ситуации, не позволяющей работникам в должной мере урегулировать разногласия с работодателем в легитимных рамках, что нередко приводило к таким “диким” формам протеста, как голодовки, перекрытие дорог, захват администрации предприятий и т. п. Чтобы предоставить сторонам трудового процесса равные возможности для отстаивания интересов и в конечном итоге поддержать социальный мир, было принято решение о коррекции действующего российского законодательства о труде. В результате 22 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 334-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров” (далее – Закон).

Справка.

В ст.

398 ТК РФ коллективный трудовой спор определяется как “неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов”.

Практика показала, что на пути урегулирования коллективных трудовых конфликтов существуют ощутимые препятствия. Перечислим лишь некоторые из них. Процедуры выдвижения коллективных требований слишком обременительны.

Сроки проведения примирительных процедур затягиваются. Отсутствуют альтернативные варианты принятия решений в случае, если стороны не достигают согласия по ряду процедурных вопросов. С учетом этих проблем и разрабатывался проект закона.

В частности, он предполагает:

– установление более благоприятных для работников (их представителей) правил по срокам совершения сторонами коллективного трудового спора предусмотренных законом действий, а также срокам рассмотрения спора органами по рассмотрению коллективных трудовых споров. Основным критерием установления указанных сроков является уровень социального партнерства, на котором происходит коллективный трудовой спор (локальный или иной);

– дополнение порядка выдвижения требований в коллективном трудовом споре возможностью принятия работниками решения путем сбора подписей при невозможности проведения собрания;

– подробное поэтапное описание действий сторон коллективного трудового спора.

Справка.

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ). Согласно ст. 26 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда может осуществляться на различных уровнях:

– федеральном (по всей Российской Федерации);

– межрегиональном (в двух и более субъектах РФ);

– региональном (в субъекте РФ);

– отраслевом (в отрасли или нескольких отраслях);

– территориальном (в муниципальном образовании);

– локальном (в организации, т. е. между работниками и работодателем).

Рассмотрим новации ТК РФ, касающиеся порядка разрешения коллективных трудовых споров.

Выдвижение требований работников

Согласно ст.

399 ТК РФ требования, выдвинутые работниками или представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Теперь такие требования может изложить и направить работодателю только представительный орган работников, уполномоченный ими на разрешение коллективного трудового спора (т. е. необходим документ, в котором было бы зафиксировано предоставление такого полномочия, – это может быть, например, протокол общего собрания или конференции работников).

Это надо знать. Представители работников, которые могут выдвигать требования работодателю, определяются в соответствии со ст. ст. 29, 30 и 31 ТК РФ, а также ч. 5 ст. 40 ТК РФ.

Напоминаем, что при выдвижении требований работников важно соблюдение кворума: собрание работников считается правомочным, если на нем присутствуют более половины работающих в организации, а конференция – если на ней присутствуют не менее 2/3 от числа избранных делегатов. В эту часть ст.

399 ТК РФ Законом внесены правила принятия решения работниками: решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции).

При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников их представительный орган имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых требований.

Эта новелла имеет важное практическое значение для таких производств, где работа ведется в многосменном режиме, вахтовым способом, на удаленных объектах и т. п. В уставе профсоюза или объединения профсоюзов должен быть указан выборный коллегиальный орган, уполномоченный им предъявлять и направлять требования соответствующим сторонам социального партнерства.

Большинство изменений, внесенных в порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, в основном связано со сроками и уровнем социального партнерства. Так, Закон сократил в ст.

400 ТК РФ срок рассмотрения требований работников на локальном уровне: теперь о принятом решении работодатель обязан сообщить в письменной форме представительному органу работников организации или индивидуального предпринимателя в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных требований (ранее на это отводилось 3 дня).

На более высоких уровнях социального партнерства для объединений работодателей и их представителей установлен более продолжительный срок – 3 недели (ранее – месяц).

Это надо знать. Решение о создании примирительной комиссии на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников (например, постановлением профкома), т. е. должны быть два документа – от работодателя и от представителя работников.

Кстати, если коллективный трудовой спор возникнет в ФГУ, государственном учреждении субъекта РФ, муниципальном учреждении и других организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти или субъектов РФ и иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры разрешаются посредством примирительных процедур. Статья 398 ТК РФ устанавливает порядок организации и проведения таких мероприятий. Примирительные процедуры предназначены для мирного урегулирования возникших разногласий. Согласно ст.

401 ТК РФ они проводятся в строгой последовательности: сначала примирительной комиссией, далее – при участии посредника или в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является первым и обязательным этапом, после чего стороны по взаимной договоренности вправе пригласить для разрешения спора посредника, обратиться в трудовой арбитраж либо воспользоваться обоими способами поочередно.

Изменение сроков примирительных процедур

Примирительная комиссия

Согласно новой редакции ст. 402 ТК РФ сокращены сроки создания комиссии в зависимости от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор: до 2 рабочих дней на локальном уровне и до 3 дней – на иных уровнях социального партнерства.

При этом сроки исчисляются со дня начала коллективного трудового спора, которым в соответствии со ст. 400 ТК РФ является день сообщения (несообщения) работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей).

Ранее на создание комиссии отводилось 3 рабочих дня независимо от уровня социального партнерства. Сократились также и сроки работы примирительной комиссии, т. е.

непосредственного рассмотрения спора, – до 3 рабочих дней со дня издания приказа о создании комиссии на локальном уровне и до 5 дней – на всех остальных.

При этом обязанность по обеспечению необходимых условий для работы примирительной комиссии возлагается на представителей работодателей (на локальном уровне – непосредственно на работодателя). Если в примирительной комиссии достичь согласия не удалось, стороны приступают к переговорам о привлечении посредника к рассмотрению конфликта или передаче спора в трудовой арбитраж.

Рассмотрение коллективного трудового спора

с участием посредника

В соответствии с новой редакцией ст.

403 ТК РФ в срок не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника.

Если переговоры о приглашении посредника прошли успешно, заключается соответствующее соглашение, после чего стороны трудового спора обязаны сообща утвердить его кандидатуру не более чем за 2 рабочих дня (в прежней редакции ст. 403 ТК РФ на это давалось 3 рабочих дня).

Если выбрать посредника не удалось, а также в случае отказа сторон (или одной из сторон) от этой примирительной процедуры после составления соответствующих протоколов они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Отметим, что Закон существенно сократил срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника. Теперь этот период составляет не более 3 рабочих дней (вместо семи) на локальном уровне и не более 5 рабочих дней – на иных.

Рассмотрение спора в трудовом арбитраже

Закон внес существенные изменения в эту процедуру.

Теперь трудовой арбитраж может быть временным (создается сторонами совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения конкретного спора) и постоянным (формируется решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых в этот орган по соглашению сторон).

Сохранив нормы о возможности самостоятельного создания трудового арбитража сторонами каждого коллективного трудового спора, Закон предусматривает право сторон передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обратите внимание: в Москве такая практика существует уже более 10 лет, там успешно действует созданное на трехсторонней основе учреждение “Трудовой арбитражный суд”.

Аналогичные учреждения действуют также и в ряде других субъектов Российской Федерации, что можно считать положительным результатом развития социального партнерства в России.

После принятия сторонами обоюдного решения для передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в трудовой арбитраж заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении его решения.

Законом скорректированы сроки создания трудового арбитража – 2 рабочих дня со дня заключения соглашения о рассмотрении спора в трудовом арбитраже на локальном уровне и 4 рабочих дня, когда трудовой спор решается на иных уровнях социального партнерства.

Ранее срок создания трудового арбитража составлял до 3 рабочих дней и не зависел от уровня коллективного спора.

Источник: https://hr-portal.ru/article/kollektivnye-trudovye-spory-i-novyy-poryadok-ih-rassmotreniya

Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Рассмотрение коллективных трудовых споров

Понятие коллективного трудового спора дано в ст. 398 ТК.

Это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Надо обратить внимание на то, что коллективный трудовой спор характеризуется одновременно двумя признаками: коллективным характером (хотя бы одной стороной выступает коллектив) и особым предметом (установление условий труда и выполнение условий коллективных договоров, соглашений). К коллективным трудовым спорам относятся также споры в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

В качестве другого важного положения, относящегося к характеристике стороны коллективного спора, необходимо признать четкое представление об организационном единстве работников – это не любая группа трудящихся, а коллектив, обладающий указанными в законе специфическими чертами.

Анализ ст.

398, 399, 410 ТК позволяет сделать вывод о том, что стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации (когда спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя); профессионального союза или профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения (когда речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.); коллектив работников, занятых у определенного работодателя (независимо от того, является он физическим лицом либо организацией) или работающих в обособленном структурном подразделении юридического лица.

Как правило, должен соблюдаться принцип единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора.

Так, если спор возникает входе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах.

В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора одной из сторон будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен.

Коллективный характер одной или обеих сторон разногласий не может служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором. Существует второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, – его предмет.

Такой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Условия труда устанавливаются законом и нормативными правовыми актами, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, агентств и служб.

Применительно к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем. Например, в соответствии со ст.

135 ТК работодатель имеет право устанавливать систему оплаты труда в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников.

В процессе разработки или изменения положения о премировании или о надбавке за высокое профессиональное мастерство возможен коллективный трудовой спор. В то же время при изменении размера районного коэффициента такой спор не возникает, поскольку данное условие труда устанавливается не работодателем, а органами государства.

Коллективно-договорные акты (коллективный договор и соглашение) также имеют целью определение условий труда для конкретного объединения работников. Однако их содержание шире.

Они могут регулировать и коллективные трудовые отношения (например, порядок осуществления контроля за соблюдением коллективного договора), содержать обязательства работодателя по строительству жилья, осуществлению мероприятий по охране труда и т.п.

Кроме того, при заключении коллективно-договорных актов возможны разногласия по поводу определения порядка проведения переговоров, признания легитимности представителей сторон и т.п. Такого рода споры также являются коллективными.

Предметом коллективного трудового спора признается и выполнение коллективных договоров, соглашений, в том числе толкование их положений.

Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

Для того чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Поэтому споры по поводу применения положений законов и нормативных правовых актов, в том числе правовых норм, устанавливающих правила проведения забастовки, не могут рассматриваться в качестве коллективных, даже если они затрагивают интересы всех работников организации.

Не является коллективным трудовым спором несогласие одной из сторон (работодателя или работников) с решением органа исполнительной власти субъекта РФ об установлении минимума необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве), в которой проводится забастовка (ст. 412 ТК).

Нельзя отнести к коллективным спорам и дело о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК).

Источник: https://studme.org/66591/pravo/rassmotrenie_razreshenie_kollektivnyh_trudovyh_sporov

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Рассмотрение коллективных трудовых споров

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Стадия урегулирования разногласий самими сторонами

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (работодатели такого права не имеют). Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством . Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 работающих, конференция – более 2/3 (ст. 399 ТК).

Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора.

Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК).

Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение 1 месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является

  • день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников или
  • несообщение им в указанный срок своего решения, а также
  • дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника (факультативный этап);
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены.

Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено.

В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является обязательным этапом.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до 3-х рабочих дней с момента начала спора.

Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению.

Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, иначе коллективный трудовой спор передается на рассмотрение с участием посредника или трудового арбитража (ст. 406 ТК).

Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым анием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой.

Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (по соглашению сторон).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней могут пригласить посредника (самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров). А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Стороны могут пригласить в качестве посредника любого специалиста.

Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору. 

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заканчивается:

  • оформлением решения (если по спору достигнуто соглашение), обязательным для сторон спора;
  • оформлением протокола разногласий (если соглашение сторон по спору не достигнуто).

После составления протокола разногласий стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд) для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж:

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)) по урегулированию коллективных трудовых споров.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/primiritelnie-protseduri-razresheniya-kollektivnich-trudovich-sporov

Билет № 70. Коллективные трудовые споры: понятие, виды, порядок рассмотрения и разрешения

Рассмотрение коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключение, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работника учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Виды коллективных трудовых споров по предмету спора:

1. Споры не связанные с коллективно-договорным регулированием;

2. Возникающие по поводу заключения или выполнения КД, соглашений.

Первая группа – это по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату); в связи с отказом работника учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Это споры об интересе.

Вторая группа – это заключение, изменения КД, соглашений (спор об интересе) и выполнения КД, соглашений (спор о праве).

Разрешение КТС в настоящее время осуществляется в примирительном порядке (с использованием примирительных процедур). Решающее значение придается достижению компромисса, соглашению сторон, которое может быть заключено на любой стадии разрешения спора. Принудительное исполнение решения не применяется.

Для использования примирительных процедур используются специальные примирительные органы – Рекомендация МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951)

Состав – смешанная основа из представителей сторон (50% на 50%);

Принципы – бесплатность и оперативность;

Органы по примирению сторон:

1. Примирительная комиссия;

2. Посредник;

3. Трудовой арбитраж.

Примирительная комиссия – образуется представителями сторон.

При выборе посредника и создании трудового арбитража работникам и работодателям оказывает содействие Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), на которую возложена функция оказания государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. Основная функция – содействие в организации примирительных процедур.

Ст. 399 ТК Роструд при получении обращения уже после выдвижений требований проверят требования другой стороны. При необходимости они могут разъяснять сторонам порядок разрешения спора, их права и обязанности;

Ст. 407 ТК Любая сторона может обратиться в Роструд за уведомительной регистрацией – с этого этапа гос. орган может принимать непосредственное участие в разрешении спора.

(Роструд также ведет базу труд. арбитров, проводит их подготовку)

Посредник – приглашается по соглашении. сторон независимо или по рекомендации соответствующего органа.

Трудовой арбитраж – в его создании также участвуют гос. органы по урегулирования КС. Органы участвуют в определении регламента и полномочий ТА ч. 3 ст. 404 ТК.

Разрешение КТС с помощью примирительных процедур

Порядок разрешения КТС – последовательное, с соблюдением установленных законодательством сроков и правил, прохождение примирительных процедур. Уст. максимальная свобода в избрании примирительных процедур и их использовании. Несколько вариантов дозабастовочного рассмотрения спора:

1. Примирительная комиссия – посредник;

2. Примирительная комиссия – трудовой арбитраж;

3. Примирительная комиссия – посредник – трудовой арбитраж.

Примирительная комиссия

Первый орган, рассматривающий КТС, есть примирительная комиссия. Основание создания закреплены в ст. 402 ТК.

«В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора».

Она создается при возникновении КТС любого вида на любом уровне.

Примирительная комиссия состоит исключительно на равной основе из представителей сторон. Представители органов гос. власти и местного самоуправления не могут быть членами примирительной комиссии, но участвуют в ней в качестве наблюдателей, консультантов и т.д.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Создание ПК оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Важно для исчисления сроков и предоставления гарантий представителям работников.

Работодатель несет ответственность за уклонение от участия в работе ПК.

Более подробно о порядке создания и деятельности ПК в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57.

Работа ПК может завершиться принятием согласованного решения. Решение – обязательно для сторон.

Обязательность – ст. ст. 402, 408 ТК.

Ответственность сторон за несоблюдение – ст. 416 ТК.

При недостижении согласия – продолжение приирительных процедур с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Посредник

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

Особенность – к участию в примирительных процедурах привлекают независимое лицо (желательно вежливое, общительное, уравновешенное, терпеливое лицо). Стороны вправе пригласить любое незаинтересованное лицо.

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58– функция посредника: оказание помощи сторонам в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию КТС на основе конструктивного диалога.

Срок деятельности посредника – 7 р.д. ч. 7 ст. 401 ТК.

Результат – согласованное решение и заключение соглашения об урегулировании КТС. Если нет договоренности или оно достигнуто не по всем пунктам – сост. протокол разногласий.

После этой процедуры УЖЕ можно перейти к забастовке.

Трудовой арбитраж

Еще одна процедура – временно действующий орган по рассмотрению КТС, действует в период рассмотрения конкретного КТС.

Черта – добровольность формирования. Но если стороны не могут прийти к договоренность о его составе им в этом помогает соответствующий государственный орган.

Орган создается тогда, когда заключается письменное соглашение об обязательном выполнении его решений ст. 404 ТК. Когда стороны не могут воспользоваться правом на забастовку создание ТА обязательно ст. 404 ТК.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Можно перейти к созданию ТА в следующих случаях:

· при недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в ТА;

· недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;

· уклонении работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии;

· уклонении представителей работников от участия в создании или работе примирительной комиссии;

· недостижении сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника;

· рассмотрении КСТ в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Число членов ТА – 3 человека, к ним спец. требований нет.

Существуют два требования относительно порядка работы ТА:

1. Рассмотрение спора происходит с участием представителей сторон ч. 4 ст. 404.

2. Предмет спора – только круг вопросов, определенных протоколом разногласий.

Трудовые арбитры также наделены определенными полномочиями, которые помогают им реализовывать их функции (запрос документов, информирование органов гос. и мун. власти).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Результат рассмотрения КТС – принятие решения по существу КТС;

Оно обязательно для сторон;

Решение ТА оформляется протоколом.



Источник: https://infopedia.su/16xa88c.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.