Работа с молодыми специалистами в медицине

Леонид Аронов: В медицине молодому специалисту без хорошего наставника не обойтись

Работа с молодыми специалистами в медицине

Есть такие знания, которые невозможно получить в вузе. Они передаются только от наставника. В настоящее время это стало настолько очевидным, что не исключается президентом Владимиром Путиным появление закона о наставничестве. Как развивается наставничество в Городской клинической больнице №13 ДЗМ, рассказывает главный врач Заслуженный врач России Леонид Аронов.

– Леонид Семенович, насколько полезно и эффективно наставничество в свете последних приказов Департамента здравоохранения Москвы в этом направлении?

– Совершенно точно могу сказать, что в здравоохранении наставничество было всегда. И если оно где-то и утратило свои позиции, но только не в медицине. Так было и в Третьем стоматологическом мединституте, ныне МГМСУ им.А.И.

Евдокимова, который я окончил 40 лет назад, так и в нашей 13-й, где работаю главным врачом с 1995 года. Молодой специалист в медицине никогда не остается один на один со своими сомнениями и проблемами.

В его распоряжении всегда есть более опытный коллега. Так было, есть и будет.

– Как долго специалист может считаться молодым?

– Согласно Положению о молодом специалисте ему меньше 35 лет, соответствующее должности образование получено впервые, работа по специальности начата не позднее 3 месяцев после получения диплома государственного образца, норма часов работы не меньше установленной законодательством, и, конечно же, в наличии имеются трудовые отношения. Обратите внимание, статус молодого специалиста действует в течение трех первых лет работы. В целях адаптации и скорейшего овладения профессиональными навыками мы организуем наставничество докторам в первый год работы, а среднему медицинскому персоналу – в первые полгода.

Любое медицинское учреждение, не только наше, способствует повышению квалификации молодых специалистов, подразумевая под этим организацию для них семинаров, тренингов, направление на дальнейшее обучение, но, по моему мнению, самым первым повышением квалификации, незримым и без сертификатов, все же является наставничество.

– Абсолютно согласна с Вами, что у медиков повышение квалификации напрямую связано с первым этапом самостоятельной работы в тесном взаимодействии именно с наставником…

– В медицине молодому специалисту без хорошего наставника не обойтись.

Более опытный коллега, курирующий молодого специалиста, позволит сформировать клиническое мышление, заложит первые навыки общения с пациентами и их родственниками, научит экстренно принимать решение, даст импульс к постоянному саморазвитию и самоорганизации. Кстати, хорошим примером наставнического движения является конкурс «Лидер.Мед», который позволил сильным наставникам дать возможность карьерного роста молодым специалистам.

– Молодые специалисты, официально удостоенные такого статуса, поощряются?

– Конечно. Им производится ежемесячная выплата в размере 25% от должностного оклада, а тем, кто имеет диплом с отличием – 35 % тоже от должностного оклада в течение трех лет.

С 15 мая 2018 года у нас действует внутренний приказ о создании института наставничества для проведения адаптации молодых специалистов, согласно которому после тщательного отбора 7 высокопрофессиональных сотрудников стали наставниками 7 молодых специалистов.

Количество молодых специалистов – очень непостоянная величина: кто-то перестает подходить по возрасту, уходит учиться в аспирантуру или же призывается на военную службу и тд. Надо сказать, наставники тоже поощряются: с ними оформляются дополнительные соглашения о наставничестве к трудовому договору и по эффективному контракту им доплачивается 10%.

Как правило, молодые специалисты благодарят наставников за поддержку на старте и даже прививание любви к профессии. Как молодые специалисты оценивают наставничество в 13-й больнице?

– Первое анкетирование проводим через месяц, а до этого молодой специалист составляет вместе с наставником план прохождения организационной адаптации.

Сам наставник тоже заполняет на начальном этапе анкету на предмет самооценки своих профессиональных компетенций и качеств, необходимых для успешной передачи профессионального опыта так называемому наставляемому.

Конечно, в этом плане имеет большое значение высокая готовность наставника инвестировать личное время в развитие молодого специалиста.

Помимо самооценки наставника существует и оценочный лист наставника заведующим структурного подразделения, в котором работают наставник и молодой специалист. Наши молодые специалисты, как правило, благодарят за отличную мотивацию на достижение значимых результатов в освоении профессии. Поднять планку выше – это очень важно для молодого специалиста.

– Как видится наставничество руководителям структурных подразделений вашего учреждения?

– В отличие от наставников и их подопечных, конечно, заведующие могут оценить и ту, и другую стороны одновременно.

Так, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения Сергей Сергеевич Очкин, который 3 года назад пришел к нам на эту должность, еще тогда обратил внимание, что наставничество в отделении поставлено, как он сам сказал, на широкую ногу.

Сейчас у медсестер в этом ОРИТ выделены три самые опытные медсестры. Они и являются наставницами вновь пришедших на работу молодых медсестер. Врачи отделения в добровольном порядке становятся наставниками студентов, приходящих на практику.

Как говорит сам заведующий, студенты сначала осматриваются, 80% из них отсеиваются уже на этом этапе, понимая, что мелицина – это «не их», и через пару дней больше на практике не появляются. Еще 15% добросовестно выполняют программу практики машинально, «на автомате».

Остальные «бриллианты» понимают, что им интересно и сами выбирают врача, с которым чувствуют себя комфортно. И уже в процессе обучения, при малейшем свободном времени студенты приходят и учатся медицине, в том числе дежуря сутками абсолютно добровольно. По мнению Сергея Очкина, что касается вновь пришедших врачей, то тут отношения как в команде, потому что все анестезиологи-реаниматологи подготовлены всегда хорошо, и они просто адаптируются в несильно меняющихся условиях нового учреждения.

Администрации больницы интересно мнение заведующих различными подразделениями о роли наставничества в медицине.

В результате миниопроса мне еще понравилось мнение нашего заведующего вторым кардиологическим отделением Бабаева Андрея Владимировича: «В моей картине мира, на профессиональную судьбу врача в начале его пути ничто не влияет так сильно, как непосредственное человеческое окружение, люди, среди которых он начинает работать врачом.

Любые, даже самые передовые и благородные мечтания молодого врача о профессиональном самосовершенствовании неизбежно пройдут через серьезные испытания при адаптации и вхождении в устоявшиеся профессиональные коллективы.

Здесь и открывается критически важная возможность – увидеть реальный пример врача, движущегося по профессиональному пути на несколько шагов впереди, с нерастраченным энтузиазмом, порядочностью и вдохновением, с искренним уважением к своей профессии и требовательностью к уровню своих компетенций.

В конечном счете (это мое личное мнение), человечество пока не выработало более эффективного способа передачи профессионализма, чем система «мастер-подмастерье», а медицина, по характеру своему очень личная, тяжело тиражируемая, близкая к искусству (в отношении вклада индивидуального вклада личности в результат) сфера особенно чувствительна к эффекту «заразительности примера», что и составляет сущность наставничества».

Лично мне, как руководителю с очень большим стажем очевидно, что наставниками могут стать не только люди, имеющие опыт, но прежде всего люди, способные радоваться победам других гораздо больше, чем своим собственным.

Источник: Московская медицина

Источник: https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/card/2459.html

17.08.2018 В нашей больнице активно развивается система наставничества

Работа с молодыми специалистами в медицине

В городской клинической больнице №3 г. Тамбова врачи и медицинские сёстры с богатым опытом работы и высоким уровнем квалификации шефствуют над молодыми специалистами — вчерашними студентами.

Развитие и возрождение идей наставничества — приоритет в политике нашего государства и прямое поручение регионам Президента России Владимира Владимировича Путина. Большое внимание этому вопросу уделяется в деятельности губернатора Александра Валерьевича Никитина и в целом в развитии Тамбовской области.

«Наставничество — это неотъемлемый элемент кадровой политики, школа воспитания и индивидуального обучения медицинских работников, впервые принятых на работу после учёбы в образовательном учреждении.

У нас в больнице разработано положение о наставничестве, утверждён состав наставников и закреплённых за ними молодых специалистов. Согласно положению, наставником может быть опытный сотрудник, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, со стажем не менее 5-7 лет.

За каждым наставником закрепляется не более двух наставляемых.

Цели наставничества — приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы непосредственно на рабочем месте; повышение уровня профессиональной компетенции и мастерства, а также заинтересованности в результатах работы», – пояснила и.о. заместителя главного врача по медицинской части Ольга Васильевна Чернышова.

Наставник организует работу с молодым специалистом по индивидуальному плану. Опытный сотрудник рука об руку работает вместе со своим подшефным, консультирует его по сложным профессиональным вопросам.

Но наставник не только оказывает помощь молодому специалисту при освоении практических навыков, но и знакомит со спецификой работы учреждения в целом и конкретного подразделения, а также помогает в изучении вопросов медицинской этики, оказывает моральную поддержку при адаптации в новом коллективе.

Так разноплановую помощь и консультацию получают молодые специалисты, недавно пришедшие работать в отделение анестезиологии и реанимации. Рассказывает заведующая Елена Ивановна Закурнаева:

«У нас сейчас работают пять молодых врачей. У них пока больше теоретических знаний, чем практики, нет жизненного опыта. А врачу анестезиологу-реаниматологу необходимо владеть огромным объёмом информации. На нашем отделении лежит колоссальная ответственность за жизнь пациента.

Нередко бывает, что необходимо принять решение за считанные секунды. Поэтому долгое время важно работать бок о бок с молодым специалистом, консультируя по сложным вопросам и наглядно показывая, как выполняется та или иная медицинская манипуляция.

Так была доставлена пациентка, которой необходимо было оказать помощь методом интубации, то есть обеспечить временную свободную проходимость верхних дыхательных путей. Такая манипуляция проводится руками. А будущие врачи учатся на муляжах, фантомах. Но у каждого организма своя специфика.

Поэтому в медицине для начинающего работника практика очень важна. Как провести анестезию с учётом индивидуальных особенностей больного, а также в зависимости от ситуации, тоже надо учиться на практике».

Впрочем, для нашей больницы идеи наставничества не новы. Молодым специалистам предоставлялась возможность перенимать опыт у старших коллег, посещая занятия Школы молодого врача. А для повышения квалификации медицинских сестёр Школа наставничества работает с 2013 года. Рассказывает главная медицинская сестра Наталия Ивановна Старкова, сама воспитавшая не одно поколение старших медсестёр:

«Любая старшая медицинская сестра заинтересована в том, чтобы закреплённые за ней медсёстры качественно выполняли свою работу.

Прежде чем доверить молодому сотруднику самостоятельно работать с пациентом, опытная медсестра сама покажет, как, например, сделать укол, поставить больному капельницу и другую самую элементарную медицинскую манипуляцию. Проконтролирует работу своей подопечной, проконсультирует.

С молодыми медицинскими сёстрами мы работаем по программе, состоящей из разных блоков, которые включают теоретические вопросы, в том числе овладения навыками общения с пациентами и родственниками, а также практические занятия, мастер-классы.

И мне кажется, что наставничество именно в сфере здравоохранения не прекращалось никогда. Мы заинтересованы в том, чтобы передать наши знания, опыт, как профессиональный, так и жизненный, молодым коллегам, которым предстоит продолжать наше дело».

Кроме того, школа наставничества в медицине крайне необходима для того, чтобы пациент получил качественную и своевременную помощь.

Источник: http://www.gkb3-tambov.ru/ob-uchrezhdenii/lenta-novostej/768-17-08-2018-v-nashej-bolnitse-aktivno-razvivaetsya-sistema-nastavnichestva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.