Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Содержание

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Проверка трудовой инспекции — главный экзамен для любого специалиста по охране труда. Все проверки бывают плановые и внеплановые.

1 Плановая проверка

Самой “щадящей” можно считать плановую проверку. В данном случае работодателю заранее известна дата такой проверки, что в свою очередь позволяет подготовиться к ней и исправить какие-либо недостатки, если таковые имеются.

План проверок размещается на сайте территориальных отделений трудовой инспекции. Стоит отметить, что не все организации попадают в этот план.

В 2017 году вступило в силу Постановление Правительства РФ № 197. Данный документ внес поправки в федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, согласно которому теперь плановые проверки проводятся в соответствии с риск-ориентированным подходом. Что это значит?

Каждую организацию можно отнести к определенной категории риска. Присваиваются данные категории в соответствии с правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ  № 806.

Данный документ содержит в себе перечень критериев риск-ориентированного подхода. Методика довольна сложна и учитывает множество факторов.

Если коротко, то суть ее в том, что чем выше категория риска, тем чаще проверки.

Стоит отметить, что органы государственного контроля по запросу в течении 15 дней обязаны дать информацию о присвоенной категории риска или класса опасности, а также сведения, использованные при отнесении деятельности и производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности. При этом перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, ежегодно публикуется на информационных порталах Роструда.

Как же подготовиться к плановой проверке?

Теперь рассмотрим непосредственно сам процесс проверки организации трудовым инспектором.

На сегодняшний день данное мероприятие контролируется Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 655 “Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”.

Именно эти списки контрольных вопросов, или как их называют чек-листы, являются основой проверки. Помимо данных чек-листов, которые используются для проверки кадровой документации, существуют и списки контрольных вопросов по виду деятельности компании или типу выполняемых работ.

Таким образом, чтобы подготовиться к визиту трудовой инспекции, необходимо в данном приказе найти чек-листы, которые применимы к Вашей организации или видам работ и произвести самоконтроль в соответствии с требованиями этих документов.

Итогом станет выявление недостатков, если они есть и их исправление. Дополнительно, Вы можете ознакомиться с “Методическими рекомендациями для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”.

Данные рекомендации являются официальными и утверждены директором Департамента условий и охраны труда Минтруда России. В них также содержится полезная информация о существующих на данный момент электронных сервисах, задача которых помочь специалистам по охране труда в правильной организации своей службы.

Полезной будет и информация о типовых нарушениях обязательных требований с их классификацией по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, опубликованная на официальном сайте Роструда.

Благодаря этим данным Вы сможете более тщательно подготовиться к какой-либо проверке.

2  Внеплановая проверка

Ожидать внеплановую проверку можно в следующих случаях:

1) Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда, вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки, если такое имеется.

Обычно в этом предписании указаны недостатки и нарушения, выявленные в ходе проверки, а, также, обозначены сроки для их устранения.

Если по истечении срока предписания имеющиеся недостатки и нарушения не исправлены, то это уже будет считаться повторным нарушением, что в свою очередь влечет за собой более жесткие меры, согласно п.5 статьи 5.27.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вплоть до приостановки деятельности юрлица на срок до 90 суток.

2) Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требований прокуратуры. В случае с прокуратурой, причины инициации проверки с ее стороны могут быть различными и носят индивидуальный характер.

3) Поступление в ГИТ:

  • информации из различных источников о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников.
  • жалоб, связанных с нарушениями оплаты труда (задержки, уровень ниже МРОТ и т.д.)
  • жалоб сотрудников по различным вопросам, связанным с нарушением их трудовых прав, условий труда. В 2018 году сюда добавились нарушения, связанные с трудовым договором, его ненадлежащем оформлением или же уклонением от его заключения.

Подготовиться к такого рода проверке гораздо сложнее. Ведь если у трудовой инспекции возникли основания для проведения подобного мероприятия, значит в организации не все в порядке и исправить это “одним днем” не представляется возможным.

Поэтому лучшим решением будет организовать службу охраны труда таким образом, чтобы организация была готова к визиту трудового инспектора в любой момент.

Достичь этого — главная задача специалиста по охране труда.

В этом же и главная идея таких проверок со стороны трудовой инспекции — охрана труда должна быть организована должным образом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Отдельно стоит отметить тяжелые несчастные случаи на производстве и несчастные случаи со смертельным исходом. В этом случае в расследовании принимает участие трудовой инспектор.

В 2017 году Роструд утвердил “Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев”.

Они разработаны для трудовых инспекторов, и Вы можете ознакомиться с ними, чтобы иметь представление о том, как они организовывают свою работу.

Обратите внимание, что это лишь рекомендации, а не обязательные для исполнения правила. Однако в любом случае ознакомление с данным документом будет полезным, особенно если Вам никогда не доводилось иметь дело с ГИТ.

На деле, участие инспектора ГИТ в расследовании несчастного случая можно сопоставить с внеплановой проверкой. Список документов может быть очень обширным, в зависимости от обстоятельств несчастного случая.

Необходимо понимать, что в ходе расследования инспектор руководствуется следующим принципом — если произошел несчастный случай, то в организации плохо организована охрана труда.

Соответственно, в подавляющем большинстве случаев, инспектор всегда находит нарушения. Выявление недостатков в ходе расследования несчастного случая является отображением эффективности работы инспектора. Поэтому нужно быть готовым к тому, что нарушения он будет искать до тех пор, пока не обнаружит их.

Однако тут все тоже зависит от конкретной ситуации и того, насколько высок уровень охраны труда в организации. Чем он выше, тем больше шансов на то, что вам удастся “сгладить углы”.

Подводя итог, можно сделать вывод, что наилучшим способом подготовиться к проверке ГИТ — готовиться к ней всегда. Постоянно искать недостатки, исправлять их и совершенствовать охрану труда в организации.

Использовать для этого законодательные акты, электронные сервисы и прочее. Вести свою работу по всем направлениям, начиная от кадровых документов и заканчивая контролем за соблюдением сотрудниками правил техники безопасности.

Многие мероприятия невозможно реализовать за короткий срок. Если Вы не будете уделять им должного внимания, то помимо неготовности к внеплановой проверке, высока вероятность не успеть подготовиться и к плановой проверке.

Таким образом любая Ваша недоработка в вопросах охраны труда “ударит по карману” вашей организации.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Источник: https://beltrud.ru/kak-podgotovitsya-k-proverke-trudovoj-inspektsii/

Проверка соблюдения законодательства о труде. Как подготовиться? – Проверка Труда

Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

/Статьи/ГИТ/Проверка соблюдения законодательства о труде. Как подготовиться?

ГИТ обладает правом периодически либо внепланово осуществлять проверку соблюдения законодательства о труде в организациях. Чаще всего она приходит, чтобы проверить поступившие жалобы.

Не существует определенного перечня документов, которые будут точно проверять, поэтому готовиться к ревизии необходимо, регулярно приводя в порядок документацию, связанную с персоналом.

Это касается трудовых договоров,положений об оплате труда, распорядке рабочего дня, премировании, трудовых книжек, приказов, расчетных листков, табелей, документации о выплате и начислении зарплаты, охране труда и др.

Разобраться с документацией позволит кадровый аудит от ООО «Проверка труда». Квалифицированные специалисты проверят ваши документы и помогут добиться их полного соответствия требованиям закона.

Причины для проверки соблюдения законодательства о труде:

  • невыплаты, задержки, неполные выплаты зарплаты в установленный срок;
  • неисполнение предписаний инспекции по труду;
  • начисление зарплаты (ниже минимального размера оплаты труда;
  • поступление жалоб на факты нарушений, влекущих риск нанесения вреда жизни и здоровью персонала;
  • запросы сотрудников на проверку условий и охраны труда на их рабочих местах;
  • жалобы членов коллектива на несоблюдение их трудовых прав;
  • приказ руководства ГИТ или Федеральной службы по труду в соответствии с поручением Правительства, Президента и прокуратуры.

Что будут проверять

Плановые мероприятия разрешено осуществлять в любых компаниях и могут выполняться один раз в 3 года. Проверку соблюдения законодательства о труде условно разделяют на два направления:

  • ревизия кадровой документации;
  • тестирование безопасности производимых работ.

При ревизии кадровых документов изначально нужно проверить состав документации. Проверяющих обязательно заинтересуют бумаги, касающиеся трудовых отношений и охраны труда.

Проверяемые документы:

  • коллективный договор;
  • документы по оплате труда;
  • учредительные документы;
  • трудовые договоры;
  • штатное расписание;
  • больничные листы;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • положения о защите персональных данных, оплате труда, премировании и др.

При ревизии локальной внутренней документации необходимо предоставить коллективный договор, положение об оплате труда и премировании, правила внутреннего распорядка, положение о защите персональных данных и о коммерческой тайне. Все бумаги должны отвечать положениям закона, не быть взаимоисключающими и не ухудшать положение сотрудников относительно требований закона.

Документы нужно сопоставлять с трудовыми договорами, так как иногда в них описываются отличающиеся режимы работы.

Вместе с ними нужно проверить и штатное расписание, положение об оплате труда и премировании.

Это поможет исключить использование различных систем оплаты и различия в датах выплаты заработной платы сотрудникам. Также необходимо проверить графики отпусков и выплаты заработной платы.

Относительно исследования данных, касающихся охраны труда, она подразумевает, что все работники должны выполнять свои служебные обязанности в безопасных условиях, которые должны быть описаны в документации по охране труда.

Это могут быть инструкции и бумаги, подтверждающие проведение с работниками обучения по охране труда.

Проведенный аудит охраны труда предоставит возможность вовремя выявить и устранить недочеты и избежать штрафов и иных наказаний.

Сроки проверки соблюдения законодательства о труде

Общее правило гласит, что этот срок не должен длиться большее 20 рабочих дней. Для представительств он не может превышать 60 рабочих дней, для малых предприятий — 50 часов, для микропредприятий- 15 часов.

Указанные нормы не касаются внеплановых процедур. При необходимости период выездной плановой комиссии можно увеличить на 20 рабочих дней, о чем работодатель должен быть предупрежден за трое суток.

Остались вопросы?

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Как подготовиться к проверке соблюдения законодательства о труде

Даже если компания старается тщательно соблюдать нормы, при желании можно найти какие-либо недочеты, которые можно выявить где угодно:

  • в нормативных локальных актах или их отсутствии;
  • в вопросах формирования кадрового состава;
  • при ведении хозяйственной деятельности с нарушением требований, содержащихся в трудовом законодательстве и других актах РФ.

Чтобы избежать неприятностей, следует заранее подготовиться к проверке, прибегнув к помощи квалифицированных специалистов. Специализация ООО «Проверка труда» — консалтинг в сфере трудового права. В нашем штате состоят бывшие инспекторы ГИТ, которые ранее сами проводили проверки. Они знают все тонкости процедуры и как работает система и могут найти оптимальное решение самой сложной проблемы.

Гарантируем достижения положительных результатов. В случае, если вам будет выписан штраф или его размер будет больше, чем предполагалось, мы снизим оплату за предоставленные услуги. В любом случае ваши затраты окажутся намного меньше, чем те, которые придется понести в результате выявленных недочетов.

К каждому клиенту мы подходим индивидуально. После оценки ситуации на предприятии определим основные риски и предложим алгоритм действий, который даст шанс избежать проблем с выполнением норм трудового законодательства.

Предоставляем полное сопровождение проверки ГИТ. Вы можете обратиться к нам на любом этапе:

  • до предоставления документов органам контроля;
  • после того, как они были предоставлены, но до окончания процедуры проверки;
  • после ее завершения.

В последнем случае избавим вас от части претензий, доказав, что несоблюдения трудового законодательства являются малозначительными, не имеют состава административного правонарушения и не влекут за собой штраф.

Хотите подробнее узнать о наших услугах?

Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!

Источник: https://proverkatruda.ru/2020/09/21/proverka-soblyudeniya-zakonodatelstva-o-trude-kak-podgotovitsya/

проверка государственной инспекции труда

Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Проверка государственной инспекции труда и визит проверяющих органов – это испытание для любого работодателя. Но если знать требования, предъявляемые действующим законодательством к внутренней документации, как кадровой, бухгалтерской, так и по охране труда, то подготовиться к проверке можно заранее.

Какие бывают проверки по охране труда

Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки всех работодателей – организаций и физических лиц (ч. вторая ст. 360 ТК РФ). Основанием для проверки является План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он согласован с Прокуратурой города Москвы и размещен на ее официальном сайте.

Плановая проверка по охране труда может проводиться не чаще одного раза в три года. Она может быть как выездной, так и документарной. Но в любом случае о плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее, чем за три дня до ее начала.

Неожиданностью для работодателя может стать внеплановая проверка по охране труда. Основанием для ее проведения являются:

  • Истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных ранее.
  • Обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, которые ставят под угрозу здоровье и жизнь сотрудников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки.

Какие документы будут проверять в ходе проверки по охране труда

В рамках проводимой плановой проверки, государственный инспектор труда, уведомляя Вас о проверке, направит в Ваш адрес запрос на предоставление документов. Примерный перечень документов при проведении проверки по охране труда вы можете скачать по ссылке.

При этом необходимо отметить, что это не исчерпывающий перечень. Государственный инспектор труда в ходе проведения проверки имеет право запросить дополнительные документы с учетом Вашей отрасли и видов выполняемых работ.

При проведении внеплановой проверки по обращению работника государственный инспектор труда имеет право запросить необходимые документы в пределах вопросов, указанных в обращении.

Выходить за рамки обращения государственный инспектор труда не имеет права.

Так если работник обратился с обращением по вопросу задержки выплаты заработной платы, то государственный инспектор труда запросит примерно следующие документы:

  • Штатное расписание.
  • Трудовой договор работника со всеми дополнительными соглашениями к нему.
  • Положение об оплате труда.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы, либо справку о задолженности по заработной плате с указанием суммы задолженности.

Самые распространенные нарушения, выявляемые в ходе проведения проверки по охране труда

  1. Не созданы для инвалидов, работающих в учреждении условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
  2. Не организовано обучение и проверка знаний по охране труда руководителей (включая генерального директора) и специалистов предприятия.
  3. В организации отсутствует программа вводного инструктажа.

  4. Не разработаны в установленном законом порядке инструкции по охране труда для работников.
  5. В организации отсутствуют программы (объемы) проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для определенных профессий или видов работ.

  6. Не организовано проведение инструктажей на рабочем месте (первичные, повторные, внеплановые и целевые).
  7. С работниками не организовано проведение стажировок на рабочем месте.
  8. Не соблюдается периодичность проведения повторного инструктажа.
  9. Не организовано проведение вводного инструктажа.

  10. В организации отсутствует (не создана) служба охраны труда (должность специалиста по охране труда).
  11. Не организовано проведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  12. Приказом не назначен ответственный за электрохозяйство, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний требований.

  13. Не организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

  14. Не обеспечено приобретение и выдача прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

  15. Работникам выдается несертифицированная, без наличия санитарно-эпидемиологического заключения СИЗ.
  16. Не обеспечено информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель не ознакомил работников с типовыми нормами выдачи СИЗ, соответствующими их профессии и должности, правилами.

  17. Выдача работникам и сдача ими СИЗ не фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.

  18. Не организовано проведение инструктажей работников о правилах применения СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности, исправности и не организованы тренировки по их применению, при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.).
  19. График отпусков утвержден позднее, чем за две недели до начала календарного года.
  20. Книга учёта и движения трудовых книжек и вкладышей к ним не пронумерована, не прошнурована и не заверена подписью руководителя организации, а также не скреплена сургучной печатью или опломбирована.
  21. Не разработано и не утверждено Положение о хранении и использовании персональных данных работников организации.
  22. Работник организации не извещаются под роспись о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели до его начала.
  23. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работника под роспись не знакомят с правилами трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

Как успешно пройти проверку проводимую Государственной инспекцией труда

Успешное прохождение проверки можно уложить в 7 шагов:

  • Узнать на сайте Прокуратуры запланирована ли в Вашей организации плановая проверка.
  • Проанализировать, какие проблемы с документацией есть в организации (в этом Вам поможет данная Памятка).
  • Подготовить необходимую документацию, которая понадобится для проверки.
  • Проверить удостоверение инспектора, который придет к Вам в организацию, соблюдение процедуры уведомления о проводимой проверке.
  • Внимательно изучить распоряжение на проведение проверки. Помните, что инспектор не может отклониться от цели проводимой проверки.
  • Уверенно общаться с проверяющим. Не бояться фиксировать нарушения процедуры проведения проверки проверяющим. Помните, что должностное лицо проводящее проверку соблюдения законодательства, в первую очередь должно само соблюдать действующее законодательство, определяющее порядок проведения проверок и свой должностной регламент.
  • Предоставить проверяющему «Журнал учета проверок» для заполнения.

Зачастую работодатели не знают, как общаться с инспектором и не могут отстоять свои права. Поэтому лучше привлечь к работе опытного юриста, у которого есть опыт общения с трудовыми инспекциями. Такой специалист знает, что могут проверять инспекторы, а что проверять не должны, как отвечать на вопросы проверяющих и в каком случае можно оспорить предписание трудовой инспекции.

Помните, что каждое нарушение по охране труда грозит немалым штрафом. Если вам предстоит проверка, лучше не медлить и обратиться за помощью к специалистам.

by HyperComments

Источник: https://www.unitalm.ru/blog/7-shagov-dlja-uspeshnogo-prohozhdenija-proverki-gosudarstvennoj-inspekcii-truda-ili-organami-prokuratury/

Проверки трудовой инспекции: какие документы могут запросить у Работодателя и за какой период?

Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Одним из видов проверок, которым могут подвергаться в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, является проверка трудовой инспекцией. Трудовая инспекция в лице своих государственных инспекторов осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1 первая ст. 353 ТК РФ).

Проверки могут быть плановые и внеплановые, то есть проводится по заранее утвержденному плану или по конкретной жалобе, например работника, и первые и вторые могут быть проведены в форме выездной или документарной. 

Разница между выездной проверкой и документарной состоит в том, что в первом случае инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему, а во втором случае, проверка будет проходить по месту нахождения работодателя. Но в любом случае, трудовая инспекция проводит проверку на основании представленных работодателем документов и письменной информации.

В своей деятельности инспекции труда руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г.

N 354н “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (далее по тексту «Административный регламент № 354н), а также Федеральным законом от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее по тексту «Закон № 294-ФЗ»).

АУДИТ КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

О проведении любой проверки работодатель должен быть уведомлен (способ уведомления может быть любым: заказное письмо с уведомлением, нарочный, факс и др.)

 Ему направляется копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст.

14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Одновременно с этим документом направляется запрос о предоставлении документов, на основании которых инспекторы будут делать выводы о соблюдении работодателем трудового законодательства.

Если проверка документарная, то истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст.

11 Закона N 294-ФЗ). Если выездная, то работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).

СНИЖЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ

При проведении плановой проверки, трудовая инспекция самостоятельно решает что, в каком объеме и на основании каких документов будет осуществляться надзор

Однако инспекторы не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Административного регламента N 354н).

Отступление от этого правила возможно, тогда, когда проверка проводится по жалобе конкретного работника с просьбой о соблюдении конфиденциальности.

В этом случае, инспекторы могут проверить не только документы, которые относятся к данному работнику, но и запросить документацию по другим работникам (тех же должностей, например).

БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ С ROSCO!

Максимальный срок, в течение которого работодатель обязан подготовить и представить указанные в запросе документы и письменную информацию составляет 10 дней с момента со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Данная норма усыновлена для проверок, проводимых в документарной форме, что касается выездных, то здесь такого требования законодателем не установлено, одна на практике применяется тот же срок в 10 дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ. Ответственность установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 тысяч рублей. 

Обращаем Ваше внимание, что в отличие от иных видов проверок, в отношении проверок трудовой инспекцией законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы работодателя

 Поэтому трудовые инспекторы вправе запросить необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.

Однако, если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, то работодатель вправе такие документы не предоставлять.

Для инспектора необходимо будет подготовить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.

2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

Для справки укажем, что сроки хранения кадровой документации и иных документов, связанных с трудовыми отношениями установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558). 

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ

Так, например, хранятся:

  • заявления, не вошедшие в личное дело – 5 лет (п. 665 Перечня);
  • заявления претендентов на замещение вакантных должностей — 3 года после проведения конкурса на замещение вакантных должностей (п. 672 Перечня);
  • заявления лиц, не принятых на работу — 3 года (п. 663 Перечня);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных – 75 лет, если ЭПК данные документы не отнесены к сроку хранения “постоянно” (п. 666 Перечня).

Как следует из п. 1.2 Перечня, все указанные в нем правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности.

Для документов акционерных обществ установлен специальный порядок хранения документов. Он приведен в постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Хранить документы можно как в организации, так и в архиве.

Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.

За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности

Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).

Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.

В этом случае работодатель обязан не только обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ). Если предоставить документы в текущий момент не представляется возможным, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы (оригиналы и копии). 

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК 

Срок предоставления документов законодательством не регламентирован, поэтому инспектор устанавливается его самостоятельно либо по согласованию с работодателем. Обычно работодателю дается на это несколько дней

Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.

7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.

2 КоАП РФ). 

Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки. После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.   

Источник: https://rosco.su/press/proverki-trudovoy-inspektsii-kakie-dokumenty-mogut-zaprosit-u-rabotoda/

Энциклопедия решений. Проверки трудовой инспекцией | ГАРАНТ

Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Проверки трудовой инспекцией

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (часть первая ст. 353 ТК РФ).

“Федеральная инспекция труда” не является наименованием какого-либо определенного государственного органа власти, а представляет собой единую централизованную систему, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть первая ст. 354 ТК РФ). Государственная инспекция труда имеется в каждом субъекте РФ.

Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством (абзац второй части первой ст. 356 ТК РФ):

– проведения проверок;

– выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

– составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, государственная инспекция труда осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях (абзац четвертый части первой ст. 356 ТК РФ).

Проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, далее – Закон N 294-ФЗ).

Проверки соблюдения работодателями трудового законодательства проводят непосредственно трудовые инспекторы государственных инспекций труда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ).

Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана, который в свою очередь составляется с применением риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).

Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В свою очередь, и плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему.

Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений трудового законодательства Роструд приказом от 30.12.2016 N 538 утвердил перечни правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении трудовой инспекцией проверок работодателей.

Общее ограничение срока проведения каждой проверки трудовой инспекцией составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако если инспектором проводится документарная проверка, то в определенных случаях он вправе перевести её в выездную (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В этом случае срок всей проверки будет составлять 40 рабочих дней.

Кроме того, о предстоящем проведении плановой проверки (документарной и выездной) и, в некоторых случаях, внеплановой выездной проверки работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, часть девятая ст. 360 ТК РФ).

Трудовое законодательство не устанавливает ни срока обращения работника в трудовую инспекцию, ни ограничений по временному периоду, который может быть проверен трудовой инспекцией в рамках проведения проверки.

Поэтому вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения работником нарушения его трудовых прав, он вправе подать жалобу, а инспекция – провести проверку по этой жалобе и запросить у работодателя необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившегося работника.

А при выявлении нарушений трудового законодательства, в целях защиты трудовых прав работников выдать работодателю обязательное для исполнения предписание*(1) об устранении этих нарушений.

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 N 354н. Кроме того, контрольные (надзорные) полномочия трудовой инспекции регламентированы и рядом нормативных правовых актов, которыми также руководствуются инспекторы при проведении проверок:

– Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней (1995);

– Трудовым кодексом Российской Федерации;

– Законом N 294-ФЗ;

– Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее – Положение N 875);

Источник: https://base.garant.ru/58072260/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.