Проверка государственной инспекции труда

Как подготовиться к плановой проверке Государственной инспекции труда. Изменения в процедуре проверки в связи с эпидемией коронавируса

Проверка государственной инспекции труда
В 2020 году из-за пандемии коронавируса были пересмотрены многие привычные аспекты взаимодействия с государственными органами, в том числе порядок проведения инспекционных проверок: снизились количественные показатели плановых проверок, да и сама процедура проверок была существенно скорректирована. Основное изменение в части проведения контроля со стороны проверяющих органов (и ГИТ в том числе) — это отмена плановых проверок значительной части организаций (работодателей) в 2020 году. Ждать ли вашей организации проверки в 2020 и в 2021 году, объясняет юрист, эксперт в области трудового законодательства Александр Южалин. Все проверки государственных органов делятся на два вида — плановые и внеплановые, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется еще на два вида — выездная и документарная.

Плановые проверки

Плановые проверки, в соответствии с действующим законодательством, производятся с определенной периодичностью (по плану). До 2018 года плановые проверки производились в отношении организаций (работодателей) с единой периодичностью — 1 раз в три года. Однако с 2018 года в отношении плановых проверок применяется риск-ориентированный подход, то есть система, при которой каждой организации для осуществления государственного контроля того или иного органа присваивается определенная категория риска. И чем выше эта категория риска, тем чаще должны производиться плановые проверки в отношении организации.

Важно! Обратите внимание: риск-ориентированный подход применяется только в отношении плановых проверок. К внеплановым проверкам (о которых речь пойдет ниже) данный подход не применяется.

То есть плановые проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) тоже проводятся с применением именно риск-ориентированного подхода. В зависимости от того, какая категория риска присвоена работодателю, можно определить периодичность плановых проверок по следующим показателям:

 Категория риска Периодичность проведения плановых проверок
Высокий риск один раз в 2 года
Значительный риск один раз в 3 года
Средний риск не чаще чем один раз в 5 лет
Умеренный риск не чаще чем один раз в 6 лет
Низкий риск Плановые проверки не проводятся

Важно! Порядок определения категории риска для работодателей определен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. То, насколько высокая будет категория, зависит от следующих факторов: специфики деятельности организации, численности работников организации, наличия фактов привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (в особенности в части оплаты труда), наличия за прошлый период несчастных случаев на производстве (легких, тяжелых, со смертельным исходом). Если вы еще не определили для себя вашу категорию риска, настоятельно рекомендуем вам сделать это сейчас (по формуле, определённой Постановлением Правительства №875). Однако в 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции данное правило временно не применяется. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 плановые проверки (включая и плановые проверки ГИТ) не проводятся в отношении организаций (работодателей), отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). В отношении таких организаций проводятся только внеплановые проверки. Что касается других организаций (работодателей), не указанных выше, плановые проверки могут производиться только в следующих случаях: — если категория риска организации определена как высокая или чрезвычайно высокая (для отдельных госорганов, осуществляющих контроль, применяется и чрезвычайно высокая категория);— в отношении лиц — участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Во всех остальных случаях до конца 2020 года могут проводиться только внеплановые инспекционные проверки. Следовательно, если в отношении вашей организации выдано распоряжение о проведении плановой инспекционной проверки в 2020 году и при этом ваша организация не попадает под исключения, указанные выше, настоятельно рекомендуем в письменном виде заявить о необходимости отменить такое распоряжение (проверку) на основании требований Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438. То же самое касается и ситуации, если в плане проверок на 2020 год вы обнаружите свою организацию.

Внеплановые проверки

Основное отличие внеплановых инспекционных проверок от плановых заключается в том, что заранее предугадать проведение такой проверки в отношении организации невозможно. Внеплановые проверки производятся в случае наличия соответствующих оснований. К основаниям для проведения внеплановых проверок в 2020 году (установлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438) относятся: — факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (проведение проверок согласовано органами прокуратуры);— необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (проведение проверок согласовано органами прокуратуры);— поручение Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; — необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;— иные основания, указанные в Постановлении.

Еще одна важная особенность проведения проверок в 2020 году: проверки должны производиться дистанционным способом, в том числе с использованием средств аудио- и/или видеосвязи.

То есть привычные нам выездные проверки (когда инспектор находится на территории организации в период проверки) в 2020 году также не проводятся. Однако и из этого требования есть ряд исключений.

Так, к примеру, данное правило не применяется (то есть инспектор может присутствовать очно) в случае:

— если проводится внеплановая проверка, основанием для проведения которой являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан;— если проводится внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, и проведение данной проверки согласовано органами прокуратуры;— в и иных случаях-исключениях (указанных в п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438). Пока особенности проведения инспекционных проверок, описанные выше, действуют до конца 2020 года. Однако в соответствии с проектом «Плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения» планируется продлить действия данных ограничений и на 2021 год.

Как подготовиться к проверке ГИТ

1. Наиболее эффективным и действенным способом подготовки к проверке ГИТ (как плановой, так и внеплановой) является проведение так называемого внутреннего аудита по проверочным листам, которые утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Напомним, что на сегодняшний день все плановые проверки ГИТ должны проводиться с использованием проверочных листов — списка контрольных вопросов, которыми ограничивается предмет плановой проверки. Иными словами, это означает, что при проведении любой плановой проверки инспектор обязан: — определить проверочные листы, которые распространяются на вашу организацию;— проверить по списку выполнение тех требований, которые содержатся в вопросах проверочных листов. Так как на сегодняшний день по закону у работодателей должен быть исчерпывающий перечень вопросов, которые задаст при плановой проверке инспектор ГИТ, то перед реальной проверкой настоятельно рекомендуется провести самообследование путем проверки выполнения требований, содержащихся в вопросах проверочных листов, выявить возможные нарушения и постараться их устранить до прихода инспектора уже с реальной проверкой. Проверочные листы применяются только при плановых проверках (при внеплановых не применяются). Однако это не мешает применять их для самопроверки, поскольку и при внеплановой проверке по сути будут проверяться те же требования, но формально без применения проверочных листов. 2. Вторым инструментом самоконтроля может выступить «Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений», который опубликован Рострудом. Данный перечень содержит в себе ключевые нарушения трудового законодательства, которым присвоен соответствующий балл от 1 до 10 (по принципу чем серьезнее нарушение, тем выше балл).

К примеру, из кадрового документооборота самыми грубыми нарушениями (по приведённой шкале) являются:

— Уклонение от оформления трудового договора или заключение вместо трудового договора договора ГПХ.— Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе.— Непредоставление работодателем междусменного отдыха работнику.— Непредоставление дополнительного отпуска.— Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы.— Выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда. При подготовке к проверке рекомендуем по такому же принципу разделить все возможные нарушения на нарушения высокого, среднего и низкого риска и уделять внимание в первую очередь нарушениям из разряда высоких (в градации от 7 до 10 баллов по приведенному перечню). Иные требования закона и, соответственно, потенциальные нарушения, безусловно, также важны, но ими уже можно заняться после решения первостепенных задач.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Источник: https://www.SuperJob.ru/pro/5351/

Все нюансы проверки ГИТ: какие нужны документы, как подготовиться

Проверка государственной инспекции труда

Проверка ГИТ – это всегда нежелательное и не очень приятное событие, потому как, даже если вы “мастер спорта” по охране труда, все равно найдется работник, который забудет очки надеть во время работы или на перекур уйдет, а болгарку оставит включенную в сеть.

Примеров много, и если вы хотите поделиться опытом, рассказывайте об этом в х. Замечания для предписания инспектору всегда можно найти, но возможно, ваша история поможет подготовиться максимально.

Если вы начинающий специалист по охране труда и хотите узнать, как проходит проверка ГИТ, к чему готовиться и какие могут возникнуть вопросы, то эта статья как раз для вас. Читайте и задавайте вопросы, будем обсуждать.

Проверка ГИТ

Проверки ГИТ бывают разные, к некоторым можно успеть подготовиться, а к другим – не особо. Мне все же кажется, что лучше максимально заранее все подготовить, чтобы не сидеть и переживать: “Найдет, не найдет?”

Так что давайте в рамках статьи детально разбираться, что из себя представляет эта проверка и как к ней быть готовым. Прежде чем перейти к документации, мы должны разобраться, какие же виды бывают:

В любом случае, какая бы ни была проверка, она должна проходить в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 “О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля”.

Плановая проверка ГИТ

Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры, на будущий год.

Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.

Также в плане вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.

Конечно, хорошо, что время известно заранее, но все же радоваться этому пока рано. Обратим внимание и на другие нюансы, связанные с плановой проверкой.

Выездная плановая проверка ГИТ

Плановые проверки ГИТ бывают двух видов, сначала расскажу про выездные. Если о ней вы не узнали с сайта прокуратуры, ничего страшного, вы в любом случае получите уведомление минимум за три рабочих дня. Срок маленький, чтобы успеть подготовиться, поэтому лучше мониторить в конце года план проверок.

Из распоряжения ГИТ о выездной проверке, которое обычно присылают на электронную почту с досылом, вы узнаете, по каким проверочным листам будет проходить процедура. С чек-листами можно ознакомиться этой статье.

И даже если не ждете проверку в текущем году, вы можете использовать их, чтоб проверить себя.

Хотя сейчас инспекциям и положено проверять, используя проверочные листы, в феврале 2020 года получила распоряжение ГИТ, где был указан запрос на представление документов по определенному перечню.

А ведь это не правомерно, так как они не могут сейчас проверять не по проверочным листам, соответственно запрос должен быть по листу, а не по хотелке, время хотелок ушло и в подкреплении моих слов, предлагаю вашему прочтению разъясняющее письмо Генпрокуратуры от 9 февраля 2018г. № 76/2-156-2018.

И если вы получили уведомление и остаются вопросы, позвоните инспектору и уточните, не нужно его бояться 🙂

Документарная плановая проверка ГИТ

Второй вид – плановая документарная проверка ГИТ. Если она вас ожидает, обратите внимание на перечень документов в распоряжении. Необходимо предоставить только то, что в нем указано.

В данном случае все просто, получили запрос, подготовили копии документов, заверили – и в течение 10 дней отправили в ГИТ.

Но и тут есть “подводные камни”: например, документарная может стать выездной, если инспектор не убедился в полноте предоставляемых сведений или ему понадобилось оценить деятельность компании на соответствие требования ТК РФ воочию.

В любом случае расслабляться сильно не стоит, нужно быть начеку, а еще лучше делать все вовремя, согласно букве закона.

Категория риска предприятия по охране труда

Начиная с 22 октября 2019 года, подготовка к проверке ГИТ должна проходить с учетом нового законодательства по регламенту (Приказ № 160 от 13.06.19г.), который также определяет их периодичность в зависимости от категории риска.

Проверить, какая категория риска предприятия по охране труда, вы можете на сайте Государственной инспекции по труду вашего региона. Вот, к примеру информация по Краснодарскому краю.

Раньше все предприятия проверялись 1 раз в 3 года, теперь же периодичность проверок ГИТ зависит от категории, если ее не присвоили, значит, она низкая и планового приезда инспектора можно не ждать.

Категория риска предприятия по охране труда зависит от

  1. Количества несчастных случаев. Если в организации за 3 предыдущих года был смертельный несчастный случай, категорию риска изменят на высокую
  2. Наличия задолженности по зарплате.
  3. Наличия административных наказаний.

Источник: https://oxrana-truda.ru/proverka-git

Проверка трудовой инспекции: основания, как проводит, государственный акт и требования к организации по охране труда, срок

Проверка государственной инспекции труда

/ Трудовая инспекция / Как проходит проверка трудовой инспекции?

Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

Общие положения

Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

Если компания – субъект среднего и малого предпринимательства – совершила грубые нарушения закона по защите прав трудящихся, она автоматически включается в список компаний, в которых должны проходить плановые проверки инспекцией по охране труда.

Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

С 1 января 2017г. при рассмотрении вновь поступивших заявлений или обращений о несоблюдении трудовых прав, будет рассматриваться ситуация по проверкам данной организации в целом. То есть, будет учитываться, были ли еще подобные обращения или уже доказанные эпизоды по нарушению прав. Если прецеденты уже были, то в отношении такого работодателя перестает действовать презумпция невиновности.

Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

Основания

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

  1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
  2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
  3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
  4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
  5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

  • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
  • С момента регистрации компании прошло 3 года;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

  1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
  2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
  3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
  4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

В приказе должен быть указан именно тот сотрудник, который приехал на место проведения проверки.

Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
  • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

Внеплановые инспектирования субъектов малого бизнеса и микропредприятий не могут проводиться в сокращенные сроки, и проходят по общим правилам – в 20-ти дневный срок.

Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

  1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
  3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
  4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
  5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

Помимо заработной платы, работникам выплачиваются премиальные. Их размер и порядок выплат должен быть утвержден специальным документом – положением о премировании.

Из документов инспекторы проверяют:

  1. Трудовые договоры.
  2. Кадровые приказы.
  3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
  4. Трудовые книжки работников.
  5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
  6. Больничные и графики отпусков.
  7. Документы по рабочим графикам.
  8. Журналы учетов.

Государственный акт

Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

Сведения, которые нужно указывать в акте:

  1. Время и дата составления.
  2. Название организации, которая проводила инспектирование.
  3. Данные приказа о проверке.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Название инспектируемой организации.
  6. Место проверки и ее длительность.
  7. Данные о результатах проверки.
  8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
  9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
  10. Подпись инспектора.

На обжалование действий инспектора по труду или результатов их работы у работодателя есть 15 дней, в течение которых он должен подать заявление о несогласии в проверяющий орган.

Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

Результаты

При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

  • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление деятельности организации.

Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

  • Нарушения норм трудового права;
  • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
  • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
  • Нарушение норм по охране труда;
  • Нарушения правил проведения проверки;

Если работодатель не согласен с результатами проверки, в ходе которой на него был наложен штраф, он может оспорить это, подав заявление в арбитражный суд.

Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

  • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
  • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
  • Повторное нарушение норм по охране труда.

Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

Заключение

Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

(2 , оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  • Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
  • Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.

В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы.
Консультации по России: 8 (800) 707-92-26.
Горячая линия в Москве: 8 (800) 707-92-26.

Автор статьи

Деменьтьев Виктор Анатольевич

Юрист в сфере трудовых правоотношений. Более 8 лет практики в спорах, связанных с невыплатой зарплаты, производственными травмами и материальной ответственностью сотрудников.

автора:

Источник: https://info-trudy.ru/kak-prohodit-proverka-trudovoj-inspektsii.html

Проверки инспекции труда

Проверка государственной инспекции труда

У вас намечается проверка инспекцией труда? Не стоит паниковать. Все может пройти гладко, если знать какие документы следует привести в порядок, а также какие именно мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Трудовая инспекция контролирует процесс выполнения работодателями норм и требований трудового законодательства. Она производит проверки в отношении юрлиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физлиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Такая проверка может отнять много сил и времени у работодателя, поскольку в период ее проведения проверяются практически все документы, связанные с кадровой работой (например, трудовые договоры, приказы и т.п.

), а также документы, касающиеся охраны труда.

Чтобы избежать излишней траты времени и нервотрепки, лучше всего подготовиться заранее (привести в порядок трудовые документы, проверить соблюдение требований законодательства об охране труда и т.д.).

Что следует проверить?

Инспекторы уделяют особое внимание изучению кадровых документов. Следовательно, работодателю до начала проверки стоит проверить и сравнить, соответствует ли содержание трудовых договоров требованиям трудового законодательства.

Так, в контрактах должны присутствовать существенные условия, указанные в статье 57 Трудового кодекса.

Если какие-либо условия отсутствуют, то необходимо заключить с сотрудниками дополнительные соглашения, в которых “потерявшиеся” условия будут указаны.

Помимо этого, надо сопоставить трудовые договора с коллективным договором, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда и премировании и т.д.

Часто можно обнаружить, что для одних и тех же должностей в разных документах могут содержаться отличные друг от друга условия труда (например, может не совпадать режим работы, система оплаты труда, даты получения заработной платы и т.п.). При обнаружении таких нестыковок необходимо все исправить и привести к “общему знаменателю”.

Следует проверить всю документацию, связанную с отпусками сотрудников.

В частности, отследить всем ли работникам за последнее время предоставлялся отпуск, соответствует ли время отдыха периоду (28 дней), установленному законом (ст.

 115 ТК РФ), и соблюдается или нет график отпусков. Если по заявлению работника ежегодный отпуск делился, то хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 дней (ст. 125 ТК РФ).

Наличие графика отпусков является обязательным для работодателей. Данный документ утверждается ежегодно не позднее, чем за две недели до наступления нового календарного года. Если есть сотрудники, которые ходили в отпуск не по графику, то в него надо внести соответствующие изменения.

Работникам, которые давно не ходили в отпуск (больше двух лет), его лучше предоставить до начала проверки. В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Не помешает проверить, совпадают ли даты выдачи зарплаты с датами, указанными в локальных нормативных актах. По общему правилу, таких дат должно быть две с интервалом в полмесяца.

Если, помимо оклада, сотрудникам выплачиваются какие-либо премии, то у работодателя обязательно должно быть положение об оплате труда и премировании, в котором четко и детально будет обозначен порядок, основания, критерии расчета и начисления таких выплат.

Также следует знать о том, какие мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Формы контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Документарная проверка проводится Рострудом (его территориальными органами) по месту своего нахождения. В ходе данного мероприятия инспектора могут запрашивать:

– документы, которые подтверждают трудовые отношения (трудовые договоры, трудовые книжки (книгу учета движения книжек), приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.);

– нормативные акты, издаваемые работодателем. К ним относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, инструкции по охране труда и т.д. Представляются данные бумаги в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

– документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

– расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы и т.д.

При этом проверяющие не имеют права требовать у работодателя документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля.

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и правдивости сведений, которые содержались в документации проверяемого, либо не смогла оценить, как выполняются требования законодательства.

При выездной проверке инспекторы устанавливают, какие меры предпринимаются работодателем для исполнения требований трудового законодательства, рассматривают все сведения, которые содержатся в документах и т.д. Также, проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров.

Плановая проверка

Роструд каждый год составляет план, определяющий работодателей, которых необходимо проверить. В этом же плане указывается форма проведения проверки (документарная или выездная).

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

– государственной регистрации;

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Данный список является закрытым, то есть трудовые инспекторы не вправе по каким-либо иным основаниям назначить проверку.

Согласно приказу Роструда от 28.10.2010 N 455 плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами, могут носить как комплексный, так и тематический характер.

Комплексная проверка представляет собой контроль по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства).

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства, например, соблюдение порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, выполнение требований законодательства об оплате труда, ведение трудовых книжек, условия труда работников особых категорий и т.д.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, проверки могут проводиться два раза и более в течение трех лет.

Чтобы начать проверку, руководитель инспекции должен издать распоряжение, которое составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В данном документе указывается:

– номер и дата издания;

– наименование государственной инспекции труда;

– должностное лицо, уполномоченное провести проверку;

– сроки, основания, а также цели и задачи проверки;

– форма проведения проверки;

– наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя;

– другие необходимые сведения.

Работодатель должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление может быть направлено различными способами (например, посредством направления копии распоряжения заказным письмом с уведомлением о вручении, вручения под роспись копии распоряжения уполномоченному представителю проверяемого лица, направления копии распоряжения факсом и т.д.).

Если проверка будет документарной, то вместе с копией распоряжения в адрес работодателя также направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения бумаги или их копии. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано представить в трудовую инспекцию на проверку истребуемые документы.

При направлении уведомления заказным письмом работодатели, отказавшиеся от его получения или не явившиеся за его получением, несмотря на почтовое извещение, признаются извещенными надлежащим образом.

Проверка вне плана

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми. Основаниями для их назначения являются:

– истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

– поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан; обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Данные обстоятельства являются обязательными основаниями для проведения проверки.

Однако если обращение не позволяет установить лицо, обратившееся в Роструд, или не содержит сведений о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан (невыплата заработной платы, непредоставление отпусков и т.д.), оно не может являться основанием для проведения проверки.

О проведении проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала, если причина ее назначения связана с изданием руководителем инспекции соответствующего распоряжения в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо с неисполнением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.

Внеплановые выездные проверки, основанием которых является возникновение угрозы или уже произошедшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

При этом, если основанием признается причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер Роструд может приступить к проверке незамедлительно.

Однако в данном случае инспекторы обязаны известить прокуратуру об осуществлении мероприятий по контролю в течение 24 часов.

Сроки

По общему правилу, срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Но существуют исключения, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, для которых срок проведения плановой проверки составляет:

– 50 часов – для малого предприятия;

– 15 часов – для микропредприятия.

Однако при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки субъектов малого предпринимательства вышеназванное правило не действует, а применяется общеустановленное (20 рабочих дней).

При наличии филиалов срок проверки устанавливается специально для каждого обособленного подразделения, но общий срок не может быть выше 60 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки. Стоит отметить, что продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Проверка должна быть прекращена, если отсутствуют основания для ее проведения, предмет внеплановой проверки не соответствует полномочиям органов Роструда, проведение проверки противоречит требованиям законодательства.

Итоги проверки

По окончании проверки составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под роспись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. Также в случае отказа ознакомиться с актом, он может быть направлен заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указывается, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. К нему могут прилагаться протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, ответственных за нарушение требований законодательства и т.д.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо представить в соответствующий орган письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении.

Предписание (обязательное для исполнения работодателем) не должно содержать требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности и т.д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения законодательства, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. Также в данном документе указывается, в чем конкретно выразилось правонарушение (например, непредставление отпуска и т.п.) и в отношении кого оно было допущено.

При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Также работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/proverki-inspekcii-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.