Проведение трудовой экспертизы

Предмет и задачи врачебно-трудовой экспертизы

Проведение трудовой экспертизы

Врачебно-трудовая экспертиза — область медицинских и научных знаний, изучающая трудоспособность человека при наличии у него заболевания, травмы, увечья, анатомического дефекта, беременности, а также некоторых других причин, регламентированных законодательством по государственному социальному страхованию и преследующих социально-профилактические цели (уход за больным членом семьи, санаторно-курортное лечение, карантин, стационарное протезирование и др.).

Основные задачи врачебно-трудовой экспертизы:

научно обоснованная оценка трудоспособности трудящихся при различных заболеваниях, травмах, увечьях, анатомических дефектах;

— установление факта временной нетрудоспособности и освобождение от работы в связи с наличием социальных и медицинских показаний, предусмотренных законодательством;

— определение характера нетрудоспособности (временная, стойкая, полная или частичная);

— установление причины временной или стойкой нетрудоспособности для определения размеров пособий, пенсий и других видов социального обеспечения;

— рациональное трудоустройство работающих, не имеющих признаков инвалидности, но нуждающихся по состоянию здоровья в облегчении труда в своей профессии;

— определение трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих использовать их остаточную трудоспособность;

— изучение причин заболеваемости и инвалидности для разработки медицинских, социальных и профилактических мероприятий;

— определение различных видов социальной помощи работающим при временной нетрудоспособности и инвалидам;

— проведение социально-трудовой реабилитации. Правильное решение вопросов ВТЭ требует знания определенных понятий.

Под трудоспособностью принято понимать такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет выполнять работу определенного объема и качества.

Под нетрудоспособностью следует понимать состояние, обусловленное болезнью, травмой, ее последствиями или другими причинами, когда выполнение профессионального труда полностью или частично, в течение ограниченного времени или постоянно, невозможно.

Нетрудоспособность может быть временной и стойкой.

Временная нетрудоспособность (ВН) — состояние организма человека, обусловленное заболеванием, травмой и другими причинами, при которых нарушения функций сопровождаются невозможностью выполнения профессионального труда в обычных производственных условиях в течение определенного промежутка времени, т.е. носят обратимый характер. Установление факта ВН является медицинским действием, так как оно направлено на устранение неблагоприятных факторов и означает начало лечения.

Различают полную и частичную временную нетрудоспособность.

Полная нетрудоспособность — полная невозможность выполнения любого труда на определенный срок, сопровождающаяся необходимостью создания специального режима и проведения лечения.

Частичная нетрудоспособность — временная нетрудоспособность в отношении своей обычной профессиональной работы при сохранении способности выполнять другую работу с иным облегченным режимом или .уменьшенным объемом.

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Стойкое (постоянное или длительное) нарушение трудоспособности также может быть полным или частичным, то есть в виде утраты трудоспособности или значительного ее ограничения. Стойкое нарушение трудоспособности среди других ограничений жизнедеятельности является одним из критериев инвалидности и может служить основанием для ее установления.

Инвалидность — это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности в том числе трудоспособности) и необходимости социальной защиты. Решение об инвалидности принимается в процессе медико-социальной экспертизы по направлению врачей ЛПУ в учреждениях МСЭ.

В установлении факта инвалидности принимают участие врачи лечебно-профилактических учреждений (выявляют признаки инвалидности) и врачи-эксперты медико-социальных экспертных комиссий — МСЭК(устанавливают факт стойкого нарушения трудоспособности).

Из приведенных выше основных определений различных видов нетрудоспособности следует, что болезнь и нетрудоспособность не являются понятиями идентичными. При наличии болезни человек может быть трудоспособным, если заболевание не препятствует выполнению профессионального труда, и нетрудоспособным — если выполнение работы затруднено или невозможно.

При определении трудоспособности необходимо учитывать как медицинские, так и социальные критерии.

Медицинские критерии включают своевременно поставленный полный клинический диагноз с учетом выраженности морфологических изменений, тяжести и характера заболевания, наличия декомпенсации и ее стадии, осложнений, определение клинического ближайшего и отдаленного прогноза.

Социальные критерии отражают все, что связано с профессиональной деятельностью больного: характеристику преобладающего напряжения (физического или нервно-психического), организацию, периодичность и ритм работы, нагрузку на отдельные органы и системы, наличие неблагоприятных условий труда и профессиональных вредностей.

Установление факта нетрудоспособности имеет важное юридическое значение, так как оно гарантирует гражданину соответствующие права: при временной утрате трудоспособности на освобождение от работы и получение пособия за счет средств обязательного государственного социального страхования, а при инвалидности — на пенсию за счет средств пенсионного фонда России.

Источник: https://studopedia.ru/9_131844_predmet-i-zadachi-vrachebno-trudovoy-ekspertizi.html

Экспертиза врачебно-трудовая

Проведение трудовой экспертизы

    Экспертизаврачебно-трудовая(ВТЭ) —вид врачебного освидетельствования, заключающегося в определении состояниятрудоспособности человека, степени, сроков и причин ее утраты.

При проведении ВТЭ определяется размервозмещения — предприятием, учреждением или организацией, — ущерба (впроцентах), причиненного рабочим и служащим в результате увечья либо иногоповреждения здоровья (см.

Профессиональныеболезни); связанных сисполнением ими трудовых обязанностей, а также принимается решение онеобходимости и сроках временного перевода работника по болезни на другуюработу в установленном порядке, о направлении на ВТЭК (см.

Врачебно-трудовая экспертная комиссия), правильности использования инвалидов на работе в соответствии сданными заключениями и т.д.

    В зависимости от клинико-трудового прогноза лечащими врачамивсех специальностей и врачебно-консультационными комиссиямилечебно-профилактических учреждений определяется временная нетрудоспособность, удостоверяемая больничным листом (см.

Листок нетрудоспособности), который выдается и продлевается до еевосстановления или до установления ВТЭК длительной (постоянной)нетрудоспособности — инвалидности.

При незначительной степени стойкого нарушения трудоспособности, когда дляпродолжения работы в своей профессии требуются (постоянно или временно) лишьнебольшие изменения или облегчения условий труда, которые осуществляются безущерба для квалификации и объема трудовой деятельности, выдаютсясоответствующие рекомендации (справка ВКК) без направления больного на ВТЭК.

    Для установлениядлительной или постоянной нетрудоспособности больные в определенные законодательством сроки направляютсяВКК соответствующего лечебно-профилактического учреждения наосвидетельствование во ВТЭК.

Если по заключению ВТЭК нет оснований считатьбольного инвалидом и он продолжает быть временно нетрудоспособным, то листокнетрудоспособности подлежит продлению в установленном порядке.

Если утрататрудоспособности длительная, постоянная — ВТЭК устанавливает инвалидность.

    В целях динамическогонаблюдения за течением патологического процесса и за состояниемтрудоспособности в установленном порядке проводится систематическоепереосвидетельствование инвалидов.

Переосвидетельствование инвалидов I группыпроводится 1 раз в 2 года, II и III групп — 1 раз в год.

Втех случаях, когда утрата трудоспособности приняла постоянный характер или подостижении возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин инвалидностьустанавливается без указания срока переосвидетельствования.

    ВТЭК при установлении группыинвалидности одновременно определяет и ее причину. От причины инвалидностизависит размер пенсии, льготы и определенное правовое положение.

Законодательством предусмотрен следующий перечень причин инвалидности: общеезаболевание; профессиональное заболевание (по специальному списку); трудовоеувечье; инвалидность с детства; инвалидность до начала трудовой деятельности:ранения (контузия, увечье); полученные при защите государства; ранения(контузия, увечье); полученные при исполнении иных обязанностей военной службы;заболевания, полученные на фронте; заболевание, увечье (ранение, контузия), несвязанные с исполнением обязанностей военной службы; заболевание, увечье(ранение, контузия), не связанные с пребыванием на фронте. Гражданам, неявляющимся рабочими или служащими, при травме, полученной при выполненииобщественных, государственных заданий, выполнении долга гражданина страны,обусловивших наступление инвалидности, причиной инвалидности является «увечье(заболевание), полученное при выполнении государственных или общественныхобязанностей».

    Заключения ВТЭК об условиях ихарактере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий,учреждений и организаций.

    Организационные основы ВТЭопределяются рядом законодательных актов и постановлений правительства.Производство ВТЭ осуществляется для всех групп населения единымитерриториальными органами.

    Деятельность врачей ВКК и ВТЭКосуществляется на основе коллегиальности.

Данные экспертногоосвидетельствования и решения заносятся в соответствующую документацию (медицинскую карту амбулаторного больного,медицинскую карту стационарного больного, журнал, акт, протокол),которая подписывается председателем и всеми членами комиссии.

Если председательВТЭК или отдельные члены комиссии не согласны с принятым решением, то в актосвидетельствования заносится их особое мнение и акт в 3-дневный срокпредставляется в высшую ВТЭК, которая принимает решение по данному случаю.

Высшая ВТЭК также освидетельствует и в сложных случаях, в порядке контроля (см.Врачебные ошибки) илиобжалования, и в некоторых других случаях (см. Экспертиза состояния здоровья). Очень велика в осуществлении врачебно-трудовой экспертизы рольврачей амбулаторно-поликлинических учреждений.

    Лечащий врач, осматриваявпервые обратившегося к нему больного в связи с заболеванием или травмой,решает вопрос и о его трудоспособности, как на момент обследования, так и напоследующий период.

Сопоставляя данные о течении, выраженности клиническихпроявлений заболевания и функциональных нарушений с характером выполняемойработы и особенностями труда лечащим врач наряду с назначением диагностическихисследований, необходимого лечения и режима решает вопрос и о необходимостиполного или частичного освобождения больного от работы.

    Лечащему врачу предоставленоправо единовременной выдачи листка нетрудоспособности на срок до 5 календарныхдней, а в общей сложности единолично на срок не более чем 10 календарных дней,включая в этот период как рабочие, так и нерабочие дни.

    Листки нетрудоспособности с1-го дня выдаются лечащим врачом при заболевании и при травмах, связанных свыполнением трудовых обязанностей или с выполнением общественного долгагражданина страны, а также при травмах, явившихся результатом стихийногобедствия либо анатомического дефекта. При бытовой травме на первые 5 днейвременной нетрудоспособности выдается справка о временной нетрудоспособности.

    Лицам, совмещающим работу сучебой в заочных и вечерних учебных заведениях, выдаются два документа,удостоверяющих их временную нетрудоспособность: больничный листок или справка овременной нетрудоспособности — по месту работы, справка о временнойнетрудоспособности — по месту учебы. Учащимся и студентам, клиническимординаторам и аспирантам в случае их временной нетрудоспособности выдаютсправку.

    Неработающим гражданам,уволившимся с работы, в случаях временной нетрудоспособности во время льготногопериода, для сохранения у них непрерывного трудового стажа выдают справку.Иногородним лицам (не проживающим в зоне лечебного учреждения), в случаяхвозникновения у них временной нетрудоспособности, больничный листок выдаетсятолько с разрешения главного врача учреждения.

    Во всех случаях, вызывающихзатруднение лечащего врача в вопросе определения трудоспособности, он представляетбольного на консультацию заведующему отделением, а при его отсутствии —заместителю главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности илиглавному врачу, причем эти консультации проводят не только на 6-й деньвременной нетрудоспособности, но и в более ранние сроки при необходимости.

    В медицинских картахамбулаторного или стационарного больного выдача больному больничного листка илидругих документов о временной нетрудоспособности отмечается соответствующимобразом — рекомендованный режим, номер и серия выданного больничноголистка, срок, на который он выдан, и дата последующей явки больного к врачу илипосещения врачом больного на дому. При выписке на работу лечащий врачзаписывает объективный статус на день принятия решения о выписке, а такженеобходимые лечебные и профилактические рекомендации.

    В случае нарушения больнымпредписанного ему режима (пропуск явок или несвоевременная явка к врачу ит.д.), невыполнения диагностических и лечебных процедур и т.п., лечащийврач делает об этом записи в медицинской карте и на больничном листке.

    Решение о необходимостинаправления на ВТЭК для первичных больных в связи с неблагоприятным трудовымпрогнозом или как длительно или часто болеющих принимается только послеконсультации на ВКК или у главного врача.

    При направлении больного наВТЭК лечащий врач совместно с заведующим отделением заполняют больномунаправление (форма № 088/у) и после этого представляют больного на ВКК.

    При направлении больных настационарное лечение в выписке из амбулаторной карты указываются, наряду сописанием особенностей клинической картины, лечения заболевания, объема иэффективности проведенной терапии, сведения о числе больничных листков исправок о временной нетрудоспособности и сроках, на которые они выдавалисьданному больному за 12 мес., предшествующих госпитализации, а в отношенииинвалидов — данные о группе и причине инвалидности и сроке очередногопереосвидетельствования.

    Инвалиды, работающие напроизводстве, и лица, ограниченно трудоспособные, для сохранения ивосстановления их трудоспособности нуждаются в диспансерном наблюдении состороны лечащего врача независимо от формы заболеваний, которыми они страдают.При этом необходим контроль за выполнением предприятиями трудовых рекомендаций.

    Работа лечащего врачаамбулаторно-поликлинического учреждения по экспертизе временнойнетрудоспособности должна осуществляться под контролем и при помощи заведующихотделениями. Заведующему отделением предоставлено право решать вопрос опродлении листка нетрудоспособности на срок свыше 10 дней, т.е.

послеокончания срока, в течение которого лечащий врач имеет право на единоличнуювыдачу этого документа.

После осмотра больного заведующим отделением совместнос лечащим врачом, а в необходимых случаях после консультации с другимиспециалистами, решается вопрос о необходимости продления листканетрудоспособности.

При необходимости заведующий отделением уточняет диагноз,лечение, экспертное решение, и в пределах своих прав продлевает листокнетрудоспособности или предоставляет право лечащему врачу самостоятельноосматривать больного и продлевать больничный лист каждые 5 дней или наболее длительные сроки.

    Лечение больного ведется втечение всего периода нетрудоспособности до восстановления здоровья илинаправления на ВТЭК для определения группы инвалидности. Все длительно болеющиелица, имеющие больничный листок более 1 месяца, представляются на ВКК дляконтроля.

Больных с признаками длительной утраты трудоспособности, подлежащихнаправлению на ВТЭК, а также больных, нуждающихся в трудоустройстве позаключению ВТЭК без группы инвалидности, также представляют на ВКК.

Заведующийотделением осуществляет систематический анализ выдачи листков и справок овременной нетрудоспособности каждым врачом отделения и разрабатывает мероприятияпо повышению эффективности лечения и реабилитации. Аналогичные мероприятияосуществляются заведующими отделениями и в стационарах.

    Заместители главных врачейполиклиник по экспертизе трудоспособности ответственны, как и главный врач, заее организацию.

Они осуществляют обучение врачей, контроль за длительностьюпребывания на больничном листе по нозологическим формам заболеваний,разрабатывают и проводят мероприятия по сокращению этих сроков, анализируютрасхождения экспертных решений ВКК и ВТЭК с обсуждением ошибок, допущенных вдиагностике, лечении и экспертизе, рассматривают жалобы трудящихся по вопросамэкспертизы и принимают необходимые меры к устранению причин, вызывающих жалобы.

    Правильно организованнаяработа по ВТЭ в лечебно-профилактических учреждениях имеет большое клиническое,профилактическое, социальное и экономическое значение, способствуетвосстановлению (реабилитации) здоровья, трудоспособности трудящихся,возвращению заболевших к трудовой деятельности, снижению показателей заболеваемостис временной утратой трудоспособности и первичной инвалидности, сохранениютрудовых ресурсов.

Внимание!    Статья 'Экспертиза врачебно-трудовая' приведена исключительно в ознакомительных целях и не должна применяться для самолечения

Источник: https://znaiu.ru/art/400348100.php

Государственная экспертиза условий труда: что это и порядок проведения

Проведение трудовой экспертизы

Найм Труда > Охрана труда > Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы

Для осуществления надзора за соблюдением предприятиями и организациями норм трудового законодательства, нормативов, содержащих условия безопасности труда, на предприятиях осуществляется государственная экспертиза условий труда.

Что такое государственная экспертиза условий труда?

Для чего нужна такая экспертиза?

Государственная экспертиза условий труда представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на установление фактов нарушения или соблюдения норм, предусмотренных трудовым законодательством.

Осуществление проверки направлено на установление:

  1. Соответствия условий трудовой деятельности сотрудников;
  2. Соответствия процедуры предоставления сотрудникам установленных компенсаций и предусмотренных гарантий, когда их трудовая деятельность осуществляется в условиях, отвечающих признакам вредности или опасности;
  3. Соответствия условий трудовой деятельности, установленных непосредственно на месте работы конкретного сотрудника.

Государственными структурами, имеющими полномочия по осуществлению исследования, признаются:

  • территориальные подразделения федеральной инспекции труда, осуществляющие надзорную и контрольную деятельность в сфере соблюдения норм трудового законодательства, и других законодательных норм, относящихся к области труда;
  • органы исполнительной власти конкретного региона, наделенные полномочием осуществлять деятельность в области охраны труда.

Субъектами, которые обладают правом обращения за организацией оценки, признаются:

  1. Работодатель;
  2. Сотрудник;
  3. Представительный орган сотрудников, созданный в организации;
  4. Уполномоченный орган.

Когда необходима экспертиза?

Инициировать экспертизу могут и работники, и работодатель.

Выделяют следующие случаи, при наступлении которых указанные лица инициируют организацию проведения исследования условий трудовой деятельности:

  • работодатель имеет право обратиться с требованием осуществления оценки труда:
  1. При сокращении затрат на перечисление сотрудникам компенсационных средств и предусмотренных гарантий. Обращение за организацией исследования по такому основанию допускается тогда, когда работодатель считает, что установленные льготы на предприятии не соответствуют нормам труда. Когда это подтверждается проведенным исследованием, на работодателя возлагается проведение дополнительной оценки трудовых условий. Только на основании её результатов допускается изменение размера предоставляемых компенсаций и гарантий;
  2. При несогласии с итогами, сделанными в процессе осуществления проверки должностного лица, отраженными в документе об устранении допущенных нарушений в сфере предоставления трудовых льгот, сотрудникам, занятым на производстве отвечающем признакам опасности и вредности;
  • работники или представительный орган сотрудников могут обратиться с заявлением о необходимости осуществления исследования при наступлении следующих обстоятельств:
  1. Когда непосредственные условия трудовой деятельности не соответствуют нормам, предусмотренным в законе;
  2. В случае несоблюдения норм закона о предоставлении трудовых гарантий, для отдельных категорий работников, а также в случае предоставления гарантий не в полном объеме;
  • орган, обладающий соответствующими полномочиями, инициирует проведение процедуры оценки, если:
  1. В случае выявления на основании взаимодействия с другими органами государственной власти, несоблюдения норм, касающихся непосредственных условий труда на трудовых местах;
  2. В случае выявления неправильности вносимых обязательных взносов за сотрудников. Выявление этого факта происходит путем обращения территориального органа Пенсионного фонда в инспекцию по труду с заключением о несоблюдении закона.

Обратите внимание на то, что в случаях обращения конкретного работника в связи с тем, что условия его трудовой деятельности не соответствуют закону, проверка проводится только в месте его труда.

Когда в орган обратился не работодатель, то его уведомление перед осуществлением проверки не производится.

Проведение исследования осуществляется как на возмездной, так и на безвозмездной основе (зависит от основания проведения исследования, а также непосредственных исследований, проведенных должностным лицом).

Безвозмездно осуществляется проведение исследования для выяснения:

  • оценки непосредственных условий трудовой деятельности;
  • оценки верности предоставляемых гарантий и компенсационных выплат.

Функции и цель экспертизы

Проводится оценка условий работы.

Выделяют несколько функций проведения подобного рода экспертизы:

  1. Осуществление контроля над условиями трудовой деятельности лиц, за правильностью осуществления аттестации рабочих мест, верностью перечисления компенсационных выплат в связи с деятельностью в тяжелых и вредных условиях;
  2. Осуществление разработки правовых актов, которые содержат предложения о включении предприятий в конкретный класс риска;
  3. Написание заключений для судебной инстанции, осуществляющей рассмотрение судебных дел, связанных с ликвидацией организаций, нарушающих требования закона в сфере охраны и установления условий трудовой деятельности;
  4. Организация и осуществление проверки на объектах, которые строятся или реконструируются, для проверки соответствуют ли организованные рабочие места требованиям закона;
  5. Обеспечение для работников законных условий трудовой деятельности, обеспечение защиты прав, когда они нарушаются со стороны работодателя.

Выполняя вышеуказанные задачи, преследуются следующие цели осуществления экспертизы:

  • проверка качества осуществленных аттестаций в отношении имеющихся на производстве рабочих мест;
  • проверка правильности предоставляемых гарантий, компенсаций в соответствии с вредными или опасными условиями, имеющимися на предприятии;
  • проверка соответствия проектов, разработанных при реконструкции или строительстве новых рабочих объектов, имеющие рабочие места;
  • проверка непосредственных условий трудовой деятельности, организованных на трудовых местах на которых случились несчастные случаи с работниками, а также условий предшествовавших несчастному случаю на предприятии.

Порядок действий при экспертизе

Необходимо составить заявление.

Общий период осуществления исследования равен одному месяцу. Когда этого времени не достаточно, допускается увеличение этого срока, но не более чем на два месяца.

Если с инициатором проведения исследования трудовых условий выступает не уполномоченный орган, необходимо направить заявление, имеющее письменный вид.

В документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Наименование заявителя или его ФИО;
  2. Адрес места нахождения предприятия, или проживания физического лица;
  3. Наименование объекта производимого исследования;
  4. Информация об экспертизах, проводимых ранее (если они были проведены);
  5. Сведения о трудовом месте лица, занимаемой им должности;
  6. Информация об осуществлении оплаты экспертизы (когда необходима).

Если с заявлением обращается работодатель по вопросам предоставления компенсаций и гарантий, предоставляется следующая информация:

  • отчеты, содержащие данные о ранее проведенной специальной оценке трудовых условий;
  • договоры с представительным органом сотрудников, коллективные соглашения, действующие на предприятии;
  • трудовое соглашение между конкретным сотрудником и организацией;
  • перечень лиц, которые проходят медицинские комиссии;
  • заключения о проведенных медицинских комиссиях (предоставляются только копии);
  • документы, принятые предприятием на локальном уровне;
  • при подаче документов, имеющих электронный вид, они должны быть снабжены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что на сегодняшний день допускается подача заявления с помощью портала «Госуслуги». В случае подачи заявления с помощью электронного сервиса можно отследить ход административных процедур в отношении поданного заявления.

Если проведения исследования осуществляется на возмездной основе, то её оплата должна быть осуществлена до момента обращения с заявлением.

Когда необходимо исследование вредных факторов, то оплата лабораторий, осуществляется в течение 10 дней с момента получения уведомления от должностного лица.

Обратите внимание, если оплата не будет произведена в порядке и в срок, которые установлены, должностное лицо имеет основание отказать в проведении исследования.

Поданный документ должен быть зарегистрирован. Его рассмотрение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с момента его принятия и регистрации.

Результаты рассмотрения

Несколько вариантов после рассмотрения заявления.

После рассмотрения представленных сведений, принимается одно из следующих решений:

  • проведение исследования;
  • отказ в осуществлении экспертизы.

Решение об отказе принимается, если имеются следующие обстоятельства:

  1. Непредставление всех требующихся данных;
  2. Непредставление дополнительных сведений или документ, когда проведение исследования без них не представляется возможным;
  3. Внесение недостоверной информации или представление ложных документов.

Когда результатом рассмотрения поданного заявления является решение о проведении исследования, то его организация осуществляется экспертом единолично, либо экспертной комиссией.

Обратите внимание на то, что уполномоченное лицо на проведение исследования имеет право запросить недостающую для полноты выводов информацию. Когда такая информация не представлена, должностное лицо имеет право отказать в осуществлении исследования.

Не допускается к проведению исследования лицо, которое может быть заинтересовано в его результатах.

При осуществлении исследования, на должностное лицо возложены следующие обязанности:

  1. Составить заключение, в котором излагаются выявленные нарушения на предприятии, или сведения о том, что нарушений нет;
  2. Изложить выводы на основании принципов объективности и обоснованности;
  3. Сохранить все материалы и документы, которые были представлены заявителем, а также не допустить разглашения содержащихся в них данных.

Законом, уполномоченным сотрудникам, занимающимся проведением исследования, предоставлены следующие полномочия:

  • при предъявлении удостоверения эксперта проходить на территорию предприятия, для получения данных в момент проведения исследования;
  • получать сведения, а также документы, которые требуются для проведения исследования, а также для формулирования объективных выводов;
  • получать требующиеся данные осуществляя наблюдение, расчеты, измерения;
  • привлекать, если для этого возникает необходимость лаборатории, имеющие аккредитацию, полученную в установленном для этого порядке.

Заключение экспертизы

Выдается в двух экземплярах.

Результатом государственного исследования, проведенного уполномоченным лицом или комиссией является составленное ими заключение.

В документ вносятся следующие сведения:

  1. Наименование государственного органа, проводившего исследование, с указанием начальника и должностных лиц, участвовавших в осуществлении исследования;
  2. Регистрационные данные заявления;
  3. Сведения о лице, выступавшим заявителем;
  4. Период времени проведения исследования;
  5. Объекты исследования;
  6. Список документов, которые были представлены обратившимся;
  7. Выводы о результатах экспертизы.

Когда во время проведения исследования, должностным лицом были выявлены несоответствия требованиям закона, они подробно излагаются. В документ вносится ссылка, с указанием полных данных о нормативно – правовом документе, который нарушается.

Обратите внимание, если исследование проводилось комиссией, решение принимается посредством ания большинством. Принятое решение должно быть отражено в протоколе заседания.

Документ должен иметь два экземпляра. Он должен иметь подпись эксперта.

Один экземпляр должен быть передан не позднее трех дней с момента составления лицу, обратившемуся с заявлением о проведении.

Если заявление было подано с помощью электронного сервиса «Госуслуги», то документ направляется либо с помощью почтовой связи на бумажном носителе, либо на адрес электронной почты.

Помните, в случае утери заключения, заинтересованное лицо имеет право получить дубликат документа.

Из этого видео вы узнаете о специальной оценке условий труда.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij-truda.html

Врачебно-трудовая экспертиза

Проведение трудовой экспертизы

Экспертиза длительной или постоянной утраты трудоспособности и изучение состояния здоровья больных производится ВТЭК, которые организуются по территориальному принципу набазе лечебно-профилактических учреждений, находятся в ведении органов социального обеспечения и им подчинены.

ВТЭК принимают на освидетельствование больных, которые были нетрудоспособными непрерывно в течение 4 мес. или в общей сложности 5 мес. в течение последнего года.Основные задачи ВТЭК: установление степени утраты трудоспособности, причин и времени наступления инвалидности, а также ее группы (см.

Инвалидность); определение для инвалидов условий и видов труда (трудовые рекомендации), а также мероприятий, способствующих восстановлению их трудоспособности (профессиональное обучение, переквалификация, восстановительное лечение, протезирование, обеспечение средствами передвижения и т. д.).

Рабочие, служащие и колхозники, которым по заключению ВТЭК установлена группа инвалидности, постоянно или на длительное время освобождаются от профессиональной работы (учащиеся — от обучения), им назначается пенсия, предоставляются облегченные условия работы и определяются другие виды льгот. Это заключение оформляется в виде справки ВТЭК, которая выдается инвалиду. Без трудовой рекомендации врачей-экспертов руководители предприятий и учреждений не имеют права предоставлять инвалидам работу.

ВТЭК осуществляет свою деятельность на основании специальных положений и выступает в роли государственного органа, закрепляющего в установленном законом порядке права трудящихся на социальную помощь (см. Социальное обеспечение, Социальное страхование).

Организация и функции врачебно-трудовой экспертизы являются звеном в системе мероприятий, составляющих основу социально-трудовой реабилитации инвалидов (см. Реабилитация).

Существуют городские, районные и межрайонные ВТЭК, в состав каждой из которых входят три врача (терапевт, невропатолог, хирург), представитель отдела социального обеспечения и представитель профсоюзной организации. Один из врачей-экспертов назначается председателем.

Для проведения врачебно-трудовой экспертизы больных туберкулезом, психическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, глазными заболеваниями и последствиями травм создаются специализированные ВТЭК; они состоят из двух врачей соответствующей специальности (один из них — председатель) и врача-терапевта или невропатолога.

В штате всех ВТЭК имеется медицинский регистратор, а в комиссиях, работающих полную рабочую неделю, дополнительно утверждается должность старшей медсестры.ВТЭК принимает решение на основе коллегиального обсуждения данных медицинского освидетельствования больного с учетом его профессии и производственной характеристики с места работы.

Ни один член ВТЭК не имеет права единолично осуществлять экспертизу трудоспособности и выносить экспертное решение.Комплексный анализ факторов биологического и социального характера является одним из наиболее важных принципов, определяющих содержание врачебно-экспертного решения.

При этом учитываются причины и механизм развития болезни, особенности ее течения, анатомические и функциональные нарушения, прогноз и т. д.

, а также отношение больного к труду, его профессиональная деятельность до (в процессе) заболевания и динамика нарушения трудоспособности после того, как болезнь приобрела хроническое течение или оставила после себя стойкие патологические последствия. Единообразие и унифицированный характер экспертных решений обусловлены тем, что методологической основой врачебно-трудовой экспертизы является нормативное, общепринятое определение критериев инвалидности и степени снижения или утраты трудоспособности.

Средние медработники совместно с представителями профсоюзных организаций, врачами лечебно-профилактических учреждений и ВТЭК осуществляют контроль за обеспечением условий труда инвалидов, в частности за переводом на работу, соответствующую состоянию их здоровья.

Врачебно-трудовая экспертиза — определение стойкой утраты трудоспособности, постоянной или временной, у лиц, имеющих те или иные нарушения функций организма вследствие болезни, травмы или врожденного недоразвития.

Тщательное и всестороннее обследование больного, изучение глубины и распространенности патологического процесса, проверка функционального состояния различных систем, учет в динамике компенсаторных приспособлений, определение влияния социальных факторов и внешней среды дают возможность вынести объективное заключение о трудоспособности и степени ее нарушения.Основные принципы врачебно-трудовой экспертизы при определении состояния трудоспособности: 1) государственный ее характер (государство регламентирует и финансирует экспертную деятельность и уполномочивает экспертные комиссии при надлежащих показаниях выносить решение об установлении инвалидности, которое определяет правовое положение лица, утратившего трудоспособность); 2) учет биологического и социального факторов при вынесении решений и определении целесообразности и характера дальнейшей трудовой деятельности; при этом особое значение придается конкретной ситуации на производстве (в учреждении) — микроклимату, химическим и физическим факторам, степени нервной и физической нагрузки, сопряженной с данной работой; 3) принцип целостности организма (всесторонний учет всех заболеваний и степени утраты или сохранности трудовых функций свидетельствуемого); 4) профилактическая направленность экспертизы в борьбе за снижение инвалидности путем перевода длительно и часто болеющих на работы, соответствующие их состоянию здоровья.При определении утраты трудоспособности необходимо точно установить диагноз заболевания тщательным обследованием больного; выяснить влияние окружающей обстановки предприятия, цеха, служебного помещения, атмосферных условий, освещения и пр., самого труда на функциональное состояние больного и на его компенсаторные возможности; проводить экспертизу специализированно по главным формам заболеваний, в связи с чем создаются кардиологическая, туберкулезная, глазная, онкологическая, психиатрическая, травматологическая и другие комиссии. Условия, в которых работали больные, необходимо обследовать с участием специалистов, хорошо знающих производство,— врачей медико-санитарных частей, здравпунктов, начальников и мастеров цехов, бригадиров колхозов и совхозов, начальников отделов кадров и др. Это осуществляется выездными заседаниями ВТЭК.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) находятся в ведении органов социального обеспечения союзных республик, но организуются на базе лечебных учреждений по территориальному принципу.

Существуют следующие экспертные комиссии: а) городские, районные и межрайонные общего типа в составе трех врачей — терапевта, хирурга, невропатолога (один из них председатель комиссии), представителя профсоюза и представителя органов социального обеспечения; б) специализированные комиссии, городские и межрайонные, для определения трудоспособности больных, страдающих туберкулезом, глазными, онкологическими, психическими заболеваниями, заболеваниями сердца, последствиями травм и др. В каждую комиссию входят два врача данной специальности и третий — терапевт или невропатолог, а также по одному представителю — от профсоюзов и органов социального обеспечения. Председателем комиссии назначается врач основной в данной комиссии специальности; в) областные, краевые и республиканские ВТЭК и центральные (в Москве и Ленинграде) городские комиссии в составе 4 врачей-экспертов. При большом количестве освидетельствований в области и крае организуется несколько однотипных комиссий, но по существу все они составляют единую комиссию. Являясь высшим органом экспертизы края, области, республики, такие комиссии принимают окончательные решения. Во главе стоит председатель; он же одновременно и главный эксперт республики, края, области, Москвы и Ленинграда.

Деятельность экспертных комиссий регламентируется положением о ВТЭК (утверждено советами министров союзных республик), в котором изложены основные принципы, задачи и структура комиссий, методика проведения освидетельствований и правовые положения работы комиссий; инструкцией по определению групп инвалидности с перечнем заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно (инструкция утверждена Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС и согласована с Министерством социального обеспечения); указаниями министерств социального обеспечения союзных республик. В своей работе ВТЭК также руководствуется пособиями и методическими указаниями, которые разрабатываются научно-исследовательскими институтами экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов.В задачи экспертных комиссий входит: а) установление степени утраты трудоспособности и определение групп инвалидности (см. Инвалидность); б) определение степени потери трудоспособности трудящихся, получивших какое-либо повреждение или увечье, связанное с их работой, для возмещения причиненного ущерба;в)       установление причин инвалидности в связи с общим заболеванием, профессиональным заболеванием, трудовым увечьем, инвалидностью с детства, инвалидностью, наступившей до трудовой деятельности, ранением, контузией, увечьем, полученными при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, и др.;г)       вынесение решения о трудовых рекомендациях, на основании которых инвалид должен быть устроен на работу (см. Трудоустройство), и осуществление контроля за трудоспособностью инвалидов; д) дача заключений о нуждаемости в специальных автомашинах с ручным управлением; е) установление показаний для направления инвалидов в специальные профессионально-технические училища; ж) определение показаний для бесплатного проезда на городском транспорте инвалидов Великой Отечественной войны.

Экспертиза  трудоспособности проводится только после соответствующего лечения и длительного врачебного наблюдения. В тех случаях, когда врачу становится ясно, что восстановить трудоспособность больного путем лечения невозможно, он заполняет совместно с заведующим отделением направление на ВТЭК. Этот документ утверждается ВКК или руководителем лечебного учреждения.

В экспертных комиссиях на каждого больного заполняется акт освидетельствования, аналогичный истории болезни. Выписка из акта направляется в организацию, выплачивающую пенсию. На руки инвалиду выдается справка ВТЭК, в которой отмечаются группа инвалидности, срок очередного переосвидетельствования и трудовая рекомендация.

Для проведения экспертизы в стационарных условиях больной направляется в отделение врачебно-трудовой экспертизы при республиканских, краевых и областных больницах.Разработка проблем врачебно-трудовой экспертизы ведется научно-исследовательскими институтами экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов.

В РСФСР и УССР их по два: центральные в Москве (филиал в Ростове-на-Дону) и Харькове; в Ленинграде и Днепропетровске. Помимо научной работы, институты готовят врачей-экспертов. В Центральном институте усовершенствования врачей (Москва) есть кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

Институты имеют клинические отделения по основным медицинским специальностям (терапия, хирургия, неврология, психиатрия, туберкулез и глазные заболевания) и консультантов по другим медицинским специальностям, а также все необходимые диагностические лаборатории и экспериментальные мастерские.

Институты издают пособия, методические указания по актуальным вопросам врачебно-трудовой экспертизы.

Совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами здравоохранения институты экспертизы проводят республиканские научно-практические конференции и семинары по диагностике, клинике и трудовой экспертизы.

В институтах имеются аспирантура по основным медицинским дисциплинам и клиническая ординатура, которая готовит научных и практических работников в области врачебной экспертизы и организации труда инвалидов. См. также Трудоспособность.        

Источник: https://survincity.ru/2010/11/vrachebno-trudovaya-ekspertiza/

Государственная экспертиза условий труда

Проведение трудовой экспертизы
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека.

Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.

1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы).

Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда.

Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество.

Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.