Примирительная комиссия

Содержание

Лекция №4. Рассмотрение спора примирительной комиссией. Порядок формирования примирительной комиссии. Механизм работы примирительной комиссии. Форма принимаемых решений и их обеспечение

Примирительная комиссия
Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения кол­лективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.

Примирительная комиссия в своей деятельности по уре­гулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, Федеральным законом “О коллективных договорах и соглашениях”, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур.

Порядок формирования примирительной комиссии.

Примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора между работниками и работодателями.

Сторона (работники либо работодатель в лице представителей получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает и направляет свои встречные предложения о ее количественном и персональном составе.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и др.).

Представителями работников могут выступать члены проф­союзных и других организаций.

Конкретные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе прими­рительных комиссий, либо в качестве посредников или трудовых арбитров. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий, в качестве посредника или трудового арбитра входит в их должностные обязанности.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон.

В соответствии со ст. 402 ТК РФ работодатель обязан создать условия для обеспечения работы примирительной комиссии:

Работодатель издает приказ, в соответствии с которым члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.

Стороны (по договоренности между собой), в пределах своей компетенции и финансовых возможностей, могут использовать дополнительные формы материального стимулирования членов примирительной комиссии.

Работодатель обязан создать условия для работы примирительной комиссии: обеспечить предоставление помещения, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи), информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых работниками требований.

Механизм работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

В ходе рассмотрения коллективных трудовых споров примирительной комиссии следует обратить внимание сторон на необходимость соблюдения процедуры выдвижения требований работников и наличия полномочий у сторон.

Полномочия сторон коллективного трудового спора могут быть закреплены: в уставе организации, ином правовом акте организации; в уставе профсоюза или решении собрания (конференции) работников, уполномочивших представителя работников на участие от их лица в процедурах по урегулированию коллективного трудового спора.

Члены примирительной комиссии имеют право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
  • подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Форма принимаемых решений и их обеспечение.

Решение примирительной комиссии принимается по сог­лашению сторон, оформляется протоколом.

Протокол подписывают члены примирительной комиссии.

Решение примирительной комиссии имеет для сторон обязательную силу и исполняется в сроки, которые установлены данным решением.

Если согласие сторон не достигнуто, то в протоколе следует четко отразить существо разногласий, то есть оформить протокол разногласий.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора принимают решение о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража, которое оформляется соответствующим протоколом.

Схема рассмотрения спора примирительной комиссией.

Приказ работодателя о формировании примирительной комиссии.

Протокол заседания примирительной комиссии.

Протокол разногласий примирительной комиссии.

Практический пример рассмотрения спора примирительной комиссией (см. лекцию №2 ).

Нормативно- правовые акты. Ст. 402 ТК РФ

Тест с целью проверки знания по данной теме.

Источник: http://study.trudsud.ru/programs/3/4/

Примирительная комиссия по трудовым спорам

Примирительная комиссия
Примирительная комиссия по трудовым спорам создается с целью мирного разрешения противоречий между работодателем и коллективом работников. Рассмотрим, как образуется комиссия, что входит в ее полномочия и каков порядок ее работы.

Если работодатель ввел новые условия труда или значительно изменил действующие и данный факт сотрудников не устраивает, возникает коллективный трудовой спор (далее — КТС).

Разногласия могут появиться, например, при исполнении условий коллективного договора, а также если при создании внутренних трудовых документов не было принято во внимание мнение представителей трудового коллектива.

При возникновении противоречий работники выдвигают свои письменные требования и направляют их руководителю в порядке ст. 399 ТК РФ.

Если работодатель проигнорировал требования сотрудников либо отказал в их удовлетворении полностью или частично, проводятся примирительные процедуры.

Обязательной ступенью улаживания КТС считается примирительная комиссия. Она создается на предприятии временно, чтобы найти взаимовыгодное решение возникшей проблемы.

Кто может инициировать создание примирительной комиссии

Предложение о рассмотрении спора примирительной комиссией могут выдвигать:

  • работники;
  • профессиональные союзы (их объединения);
  • работодатели;
  • представители работодателей (их объединений).

Сотрудники предлагают нанимателю создать комиссию по примирению, если он не ответил на их требования в течение 2 дней.

Профсоюзы могут внести такое предложение при отсутствии ответа от представителей работодателей в течение 3 недель с момента получения ими требований.

Работодатели или их представители инициируют организацию комиссии, если они не намерены принимать условия работников и профессиональных объединений.

Каждая из сторон трудового спора при инициации создания комиссии в письменном виде предлагает конкретные кандидатуры в состав ее членов.

Компетенция комиссии

Полномочия примирительной комиссии определяются трудовым законодательством, а также могут закрепляться в локальных документах организации (приказах, актах, положениях).

В рамках рассмотрения разногласий комиссия имеет право:

  • организовывать заседания каждой из сторон отдельно или вместе;
  • истребовать и изучать документы, имеющие значение для разрешения разногласий;
  • выдвигать свои предложения по разрешению противоречий;
  • принимать и подписывать решение, принятое сторонами спора.

При разрешении конфликта комиссия обязана соблюдать законодательство РФ, не оказывать давление на стороны спора. Члены комиссии не вправе разглашать конфиденциальную информацию, которая стала им известна в процессе осуществления деятельности, в том числе государственную, служебную, коммерческую или иную тайну, охраняемую законом.

Создание комиссии

Примирительная комиссия создается в срок:

  • 2 рабочих дня с момента возникновения КТС — на уровне организации;
  • до 3 дней — на более высоких уровнях.

Важно! Коллективный трудовой спор начинается в день, когда работодатель отказался принять требования работников либо вовсе не сообщил о своем решении в положенный срок (ст. 398 ТК РФ).

Решение о создании комиссии обязательно закрепляется актом работодателя и соответствующим документом представителя работников.

Формирование состава осуществляется из числа представителей спорящих сторон на основе равноправия. Каждая сторона выдвигает в состав персональные кандидатуры, которые разбираются в проблеме и имеют опыт проведения переговоров. Если спор масштабный, а требования сложные, включается от 2 до 5 представителей спорщика.

Стороны конфликта не могут избегать участия в формировании и работе примирительной комиссии.

Работа комиссии

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией проводится в следующие сроки:

  • 3 рабочих дня с момента ее создания — в организации;
  • 5 дней — на ином уровне.

Из числа членов избирается председатель и секретарь комиссии. Заседания проходят в будний день, поэтому участники освобождаются от работы на время спора.

Порядок работы законом не регламентируется и утверждается собственными силами примирительной комиссии.

Комиссия проводит заседания, где изучает представленные спорщиками документы, обсуждает возможные способы преодоления конфликта, выгодные для обеих сторон, и выносит решение.

Важно! Работодатель обязан предоставить помещение, оргтехнику и обеспечить иные условия для деятельности примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ).

Решение комиссии

Достигнутые договоренности отражаются в протоколе, который имеет силу решения. Выводы делаются комиссией по каждому из выдвинутых требований. Свои подписи в протоколе ставят представители сторон, а также члены комиссии. Решение обязательно для исполнения работниками и нанимателем.

В случаях, когда согласие не достигнуто либо стороны договорились уладить только часть противоречий, подписывается протокол разногласий, который свидетельствует о том, что спор не разрешен.

Для дальнейшего урегулирования спора привлекается посредник или трудовой арбитраж.

***

Таким образом, примирительная комиссия создается для того, чтобы обеспечить спорящие стороны трудовых отношений дополнительными возможностями и альтернативами для мирного разрешения конфликта. Однако комиссия не всегда может завершить конфликт, поэтому законодательство предусматривает порядок дальнейшего решения проблем через посредника или трудовой арбитраж.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Трудовые споры».

Источники: Трудовой кодекс РФ

Источник: https://pravobez.ru/articles/Primiritelnaia-komissiia-po-trudovym-sporam-27436.html

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Примирительная комиссия

Противоречия между трудом и капиталом, иначе говоря: между работодателем и трудовым коллективом возникают, почти, неизбежно и, практически, постоянно.

Эти противоречия нужно как-то разрешать, иначе всем плохо будет. Трудовой коллектив не сможет трудиться, а капитал лишится возможности прирастать.

Сегодня такие споры разрешаются путём формирования примирительной комиссии, которая и занимается решением возникшей проблемы.

Создание примирительной комиссии

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной  комиссией должно происходить в строгом соответствии с законодательством. Как правило, создание этого органа приводит конфликтующие стороны к согласию.

Поскольку нахождение консенсуса желательно для обеих сторон, то нет никаких причин, для того, чтобы препятствовать созданию согласительной комиссии.

Более того, создание примирительной комиссии – это требование закона и уклонятся от её формирования или противодействовать её работе является грубым нарушением трудового кодекса.

Комиссия по примирению и её состав

Примирительная комиссия должна включать в себя представителей работодателя и людей, уполномоченных трудовым коллективом. В особых случаях, например, когда работодатель и профсоюз не могут прийти к единому решению ещё на стадии заключения партнёрского соглашения, в работе комиссии могут участвовать и представители власти, государственной или муниципальной.

Однако они не имеют права голоса и могут выступать лишь в качестве консультантов. Обе стороны, в качестве экспертов, могут привлекать юристов, экономистов, социологов и любых других независимых специалистов.

Обеспечение условий для работы согласительной комиссии целиком и полностью ложится на плечи работодателя. В плане подготовки мероприятия он обязан гарантировать следующие условия:

  • предоставить подходящее для работы комиссии помещение;
  • подготовить все необходимые для работы документы;
  • обеспечить достойную оплату специалистов привлечённых для проведения консультаций, экспертиз и прочих мероприятий.

Продолжительность работы примирительной комиссии

Обычно работа примирительно комиссии проходит в достаточно сжатые сроки, от трёх до пяти дней. Этого времени бывает достаточно для того, чтобы выяснить позиции сторон и привести их к согласию, хотя бы по ключевым вопросам.

Если соглашение достигнуто, оно должно быть оформлено соответствующим протоколом. В этом случае решение примирительной комиссии является обязательным для исполнения обеими сторонами.

Впрочем, даже примирительная комиссия не всегда может разрешить возникшие противоречия, но если в результате её работы, ей удастся хоть немного смягчить позиции представителей работодателя и трудового коллектива, то она уже не зря собиралась. При необходимости, продолжительность работы примирительной комиссии может быть увеличена.

Участие посредника в работе

Если стороны к единому решению прийти так и не смогут, рассмотрение трудового спора может быть продолжено с участием независимого посредника. Посредник может быть привлечён на любой стадии разбирательства, в том числе:

  • в момент создания примирительной комиссии;
  • в том случае, если примирительная комиссия не сможет прийти к решению, приемлемому для обеих сторон;
  • во время забастовки трудового коллектива.

Выбор посредника осуществляется путём согласия обеих сторон участниц трудового спора. В качестве посредников, обычно, выступают люди, имеющие специальную подготовку.

Его деятельность должна находиться в строгих рамках закона и быть направлена исключительно на примирение сторон. Он выслушивает их и, проконсультировавшись с юристами и органами государственной власти, предлагает свои пути решения возникшей проблемы.

Если в результате его усилий, сторонам удаётся достичь консенсуса, посредник склоняет стороны к прекращению спора. Если стороны не приходят к согласию, дело переходит в трудовой арбитраж. Независимо от того пришли стороны к согласию или нет, услуги посредника должны быть оплачены в размере средней заработной платы по основному месту работы.

Завершение работы примирительной комиссии

Во время работы примирительной комиссии обе стороны имеют равные права. Каждая из сторон защищает свою позицию всеми доступными ей средствами в рамках закона.

Все заседания примирительной комиссии проводятся в открытом режиме, за исключением тех случаев, когда речь идёт о государственной или коммерческой тайне.

После принятия положительного решения по примирению сторон примирительная комиссия прекращает свою работу. Если же решение приемлемое для обеих сторон так и не было найдено, дело передаётся в трудовой арбитраж.

Источник – https://jurysti.ru/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoj-komissiej/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c41a75a3b15be00ac3691e2/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoi-komissiei-5ca7724f0e169100b4b27418

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Примирительная комиссия

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Стадия урегулирования разногласий самими сторонами

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (работодатели такого права не имеют). Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством . Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 работающих, конференция – более 2/3 (ст. 399 ТК).

Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора.

Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК).

Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение 1 месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является

  • день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников или
  • несообщение им в указанный срок своего решения, а также
  • дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника (факультативный этап);
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены.

Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено.

В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является обязательным этапом.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до 3-х рабочих дней с момента начала спора.

Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению.

Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, иначе коллективный трудовой спор передается на рассмотрение с участием посредника или трудового арбитража (ст. 406 ТК).

Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым анием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой.

Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (по соглашению сторон).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней могут пригласить посредника (самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров). А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Стороны могут пригласить в качестве посредника любого специалиста.

Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору. 

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заканчивается:

  • оформлением решения (если по спору достигнуто соглашение), обязательным для сторон спора;
  • оформлением протокола разногласий (если соглашение сторон по спору не достигнуто).

После составления протокола разногласий стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд) для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж:

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)) по урегулированию коллективных трудовых споров.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/primiritelnie-protseduri-razresheniya-kollektivnich-trudovich-sporov

Как создается примирительная комиссия и какое решение она может принять?

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и т. п.

В соответствии со ст. 401 ТК рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией – обязательная стадия, которую нельзя избежать.

Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии, исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведет к эскалации конфликта, а с другой – образование такой комиссии труда не составляет, так как в ее работе никто не участвует.

В срок до 3 рабочих дней с момента составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров или со дня сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников (а равно по истечении 3 рабочих дней со дня получения требований при несообщении работодателем о своем решении) комиссия должна быть создана.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. Такое оформление необходимо для четкого определения момента создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

Примирительная комиссия должна формироваться и в случае возникновения спора при заключении отраслевого (межотраслевого), регионального и других видов соглашений, поскольку она признана обязательным органом по разрешению коллективного трудового спора. На это прямо указывают Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России.

В такой ситуации решение о создании примирительной комиссии принимается соответствующим представителем работодателей (объединением, министерством и т. п.) и профсоюзами (объединениями профсоюзов).

Руководствуясь общими процедурными требованиями, можно рекомендовать оформление решения в письменной форме.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников. Следовательно, в состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон.

В том случае, когда спор возникает на стадии разработки и заключения соглашения, необходимо учитывать, что состав участников соглашения может быть шире и включает в себя представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления. Последние в строгом соответствии со ст.

402 ТК не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т. п.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике проявляется в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.

Установление такого принципа вполне соответствует международным стандартам: согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 “О добровольном примирении и арбитраже” (1951) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров (п. 15 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией).

Порядок формирования примирительной комиссии законодательством не регламентирован. Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, вышеуказанные Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой.

В том случае, когда требования работников работодателем отклонены, одновременно с письменным уведомлением об этом представительному органу работников направляется предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.

Если представитель работодателя (руководитель организации) не сообщает своего решения, то представителю работников по истечении 3 рабочих дней со дня вручения требований следует направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.

Представитель работников либо работодателя, получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает свои встречные предложения о ее количественном и персональном составе.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Порядок и результаты рассмотрения спора примирительной комиссией предусмотрены ст. 402 ТК и Рекомендациями Минтруда России “Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией”.

ТК устанавливает 5-дневный (в рабочих днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией.

Предполагается, что члены комиссии, будучи работниками данной организации, знакомы с существом спора и обстоятельствами его возникновения, поэтому 5 дней достаточно для уточнения позиций сторон и вынесения решения.

Однако в случае необходимости указанный срок может быть продлен. Это решение оформляется протоколом, подписанным представителями сторон.

Основной задачей примирительной комиссии являются рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые разногласия (не нашедшие отражения в протоколе разногласий) или новые требования (не заявленные ранее) не должны выдвигаться.

Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон. Очевидно, что такое указание законодателя предполагает, что каждая сторона выступает как единое целое и каждый член примирительной комиссии действует исключительно как представитель соответствующей стороны.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, т. е. в письменной форме. Обязательность письменной формы закрепляется также ст. 418 ТК.

В протоколе целесообразно указать дату, предмет спора, представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии. Необходимо также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы исполнения решения.

Например, если спор возник по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления либо изменения условий труда, решение может исполняться путем внесения соответствующих положений в проект того или иного акта, а равно в действующий акт. В протоколе необходимо указать, что спор считается урегулированным (п.

19 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных Минтрудом России).

Протокол скрепляется подписями членов примирительной комиссии.

Указанные Рекомендации Минтруда России предлагают форму протокола заседания примирительной комиссии (приложение N 1 к Рекомендациям).

Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. Это правило, закрепленное ст. 402 ТК, подкрепляется общей нормой ст. 408 ТК об обязательности любого соглашения, достигнутого сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора. За невыполнение соглашений представители работодателя и работников несут ответственность в соответствии со ст. 416 ТК.

Надо подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон. Оно выполняется добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от исполнения соглашения, работники имеют право приступить к проведению забастовки (ст. 409 ТК).

Если в ходе работы примирительной комиссии стороны не смогли достичь соглашения о разрешении коллективного трудового спора либо достигли согласия лишь по некоторым вопросам, составляется протокол разногласий, фиксирующий неурегулированные разногласия и дальнейшие намерения сторон (п. 19 Рекомендаций).

Примерная форма протокола разногласий предусмотрена приложением N 2 к указанным Рекомендациям.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Источник: СПС Консультант

Источник: https://hr-portal.ru/article/kak-sozdaetsya-primiritelnaya-komissiya-i-kakoe-reshenie-ona-mozhet-prinyat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.